016

Оказывается, регулярно что-то писать непросто. А еще есть риск, что в результате не будешь делать то, о чем потом можно написать… После поездки на Мангистау мы повернулись на 180 градусов в переносном (от недавнего прошлого в будущее) и в прямом смысле - спиной к Мангистау, лицом на северо-запад. И начали думать про надвигающиеся (речь о начале лета) белые ночи и, соответственно, Заполярье!
На Кольском бывали множество раз. По-всякому:

​Последнее время все чаще посещала мысль, что надо закрыть некоторые самые "чешущиеся" белые пятна в тех краях и, по крайней мере на некоторое время, это направление забыть. План был такой: Хибины - по приезду сразу мимо Куэльпорра в сторону Щучьего и Гольцового, там откиснуть пару суток после перегона. Дальше через Умбозерский перевал, броды мыса Литт, через Суру на сторону Ловозер, перевал Геологов, Ангвундасчорр, по Тавайоку спуститься на "1000 ручьев", дальше с Октябрьского на Умбу "короткой дорогой" и Терский берег. Параллельно друзья собирались туда же на треккинг. Взаимно увязали маршруты, чтобы периодически встречаться и морально друг друга поддерживать))))
Во всем мире, как известно, "глобальное потепление"! Видимо для равновесия, обстановка на Куэльпорре 16-го июня в 2017 году выглядела так:

Местами 3-4 метра. Со слов очевидцев, такая же картина в том году была на Муста-Тунтури.
В 20-х числах июня Кировск еще раз буквально завалило снегом. Стало ясно, что за месяц если и растает, большая часть запланированного все равно будет непроходима. Дальше прикладное "управление изменениями": захватываем часть - Терский берег, но заходим туда не с севера, а с юго-запада. Второй пилот начал предвкушать рыбалку на Ладоге. Точку для старта выбрали вообще экспромтом (спасибо форуму Винского) - Прангли, или по старым картам - Большой Врангель. Пеше-горная команда также перекроила свой маршрут. В Кандалакше предполагалось объединиться с ее частью. К слову, по информации от знакомых дайверов, которые каждый год ездят на подледные погружения в Кандалакшском заливе, там в 2017 году уже в марте не было ни льда, ни снега.

Все! План готов. Сейчас мы быстренько все организуем… Ага, уже почти… В какой-то момент я подумал, что придется выучить эстонский язык, чтобы попасть на этот Большой Врангель. Кораблик, который туда ходит, берет на борт одну машину. Неделя писем и звонков, и я достучался до доброй англоговорящей тетеньки, которая подсказала свободные рейсы туда и обратно. Просто сделать все онлайн абсолютно нереально.
Ура!!! Отпуск начался окончательно и бесповоротно! Прибываем. Ребята раскладывают аппарель - почти раскатывают ковровую дорожку!

Порт когда-то был рыболовным, теперь яхтенный. Контингент со всей Балтики, Скандинавии и даже из Великобритании. Свободные площадки у причалов забиты внедорожниками всех мастей. Местное население на чем только не ездит - от ушатанных Уазок и первых Диско до Лапландера.

В поисках места для лагеря первый раз объезжаем остров по периметру (потом исполняли это еще многократно, каждый раз по разному, с новыми наблюдениями и впечатлениями).

Аборигены говорят, можно вставать где угодно. Находим уютное место в шаговой доступности от душа, километр до магазина в одну сторону, в другую - километр до порта. К вечеру первого дня весь остров знал о нашем прибытии. Нас узнавали, останавливали, делились знаниями об истории, красивых видах, воспоминаниями о жизни в СССР...

С северного берега, заросшего шиповником, в бинокль хорошо видно Кокшер и маяк Кери.
Как там в песне: "Панки любят грязь, а хиппи цветы…" Деф в этих вопросах неразборчив, любит все))

Есть место с двунаправленным прибоем - как на Колке.

Умиротворяющие пейзажи, радушные люди, немного офроуда… После сумасшедших недель, как обычно предшествующих отъезду, несколько таких дней - то, что надо! Но пора двигаться дальше. Кораблик отходит утром чуть свет. Прикидываем, как ускорить сборы после ночлега, пакуем все лишнее с вечера… Подходит один из островных знакомых: "Завтра корабля не будет. Сломался." "Ахахаха, отличная шутка!" "Выспитесь, завтра на сайте Компании гляньте новости." Кораблик пришел на следующий день вечером. Подхожу к капитану - ??? "Видишь, у меня экскаватор. Машина большая?" "Средняя" "Ну давай ковш над бортом задерем. Через 20 мин в порту будешь?" "Не буду, ребенок спать уже лег." "Ну выспитесь еще. Подъезжай утром…"

Утром погода так себе, чтобы не жалко уезжать было. Берем курс на Ленобласть. На трассе check engine. Unknown error - погасил айфоном. Заскочили в Раквере. До этого случалось там бывать зимой и ночью. Летом и днем - совсем другое дело. Любопытная экспозиция мечей всех времен и народов с историческими и техническими подробностями. Репликами можно даже помахать.

Неторопливость эстонских пограничников позволила посмотреть на Нарву и Иван-город.

Никто из нас раньше там не был.
Ночью гигантская Лента в районе Кингисеппа - пополнение припасов. Темень и дождь стеной почти до Приозерска. Дальше туман - не то, что молоко, а сметана. В сочетании с ранним низким солнцем - неизвестно, что хуже. Ночью хоть встречные фары издалека видно…
Часов в 6 утра были на Риеккалансаари - самом большом острове Ладоги. Из Сортавалы туда ведет понтонный мост. Лет 10 назад перед отплытием на Валаам искали там место для ночлега и нашли просто сказочное. Второй раз найти его не удалось. Трек, к сожалению, не сохранился. Ландшафт сильно изменился, многие дорожки заросли. Дефендер первый раз после выезда из Москвы по-настоящему испачкался.

Нашли другое, может не такое живописное, хотя тоже вполне, но с зарослями земляники и плещущейся рыбой. Спать расхотелось, пошли ловить ужин.

Ранний отбой, а утром в сторону Белого моря!

Продолжение следует...