037

Продолжение отчета о нашей поездке. Встретили своих друзей на "недоприводе". 

Дальше нам придется передвигаться вместе, вот таким образом:

Тоня Тетрина - наше пристанище после перегона. Дорога туда частично проходит по морю - в отлив. Ну да мы это проходили на Рыбачьем. На подступах встречаем любопытные экземпляры.

Дело было так. Есть обозначенный съезд с трассы и координаты тони. Поворачиваем на песчаную дорожку, она упирается в море. Пытаемся звонить хозяевам, связи почти нет. Подъезжает нарядная кавалькада - три (в общем-то гражданские) машины. Но все в наклейках. Подмосковные номера. Понятно, что нам по пути. Тоже пытаются звонить. Дозваниваемся и мы, и они. О чем у них разговор, не слышал. У меня понятный - я Виктор, договаривались еще полтора месяца назад, помните? Скоро будем. - Ок, ждем, уха уже готова. Нам надо пристроить недопривод, перекидать вещи… Кавалькада укатывает в сторону нашей цели. Через минут сорок Лачетти в безопасности в каком-то поселке, вещи перебраны, шесть человек расселись в четырехместном Дефе, готовы ехать. Проблески сотовой связи - звонок хозяина (недовольного): так Вы едете??? Конечно едем - 15 минут, и мы у Вас. Ну ладно… Отключается. Выясняется: ребята ничего не бронируя, приехали и начали с того, что меня они видели, я до тони НИКОГДА не доеду на своей помойке, и всю тоню надо сдать им. Хозяин переговорив со мной их мягко послал. Когда я подъехал, с буксами сорвались с места и укатили…

Позже мы встретились с ними снова там же. Один объяснял хозяину: "Понимаешь, отец, по таким местам ездим… Страшно!!! Не бухать невозможно…"
Ну ладно, Ок!

Тоня Тетрина - может и не все включено, но уха, копченая рыба, икра, шикарная баня и ванна с горячей водой, ламинарией и видом на море включены. Плюс, живешь в музее! Плюс все еще белые, точнее светлые и разноцветные ночи… Хорошо!
Утром договариваемся, что вернемся через два дня. С нас даже денег за первую ночь не взяли - Вы же приедете - потом рассчитаетесь.
Берем курс на восток!

Своей северной суровостью и обилием антенн Кашкаранцы напоминают Вайда-губу, хотя такой дырой конечно не являются.

Отсюда начинается старая дорога вдоль моря по аметистовому берегу, через мыс Корабль и дальше в болотистые низменности к Кузомени и Варзуге.

На берегу часовня "Безымянного инока". Каких только версий происхождения этого инока мы не наслушались от местного населения за время пребывания на Терском берегу. От утонувшего на Соловках и прибитого к Терскому берегу монаха, до выловленной местными монахами женщины (а женщин им вылавливать не разрешалось) и т.д. Ну да это абсолютно неважно. Хорошо, что часовня есть!

Лес, подступающий в этих местах к берегу, неуютный. Смотришь на деревья и понимаешь, что им там живется нелегко.

На аметистовом берегу у всех случилась аметистовая лихорадка))

Хозяин тони провожая нас в путь предостерегал о каких-то подъемах. Скорее всего, в силу тяговых особенностей Дефа на подъемы мы внимания не обратили. А вот броды, по нашим меркам, были существенные. Разведка обязательна!

Потихоньку выруливаем к самому морю. Дальше то, что здесь называется дорогой, проходит здесь.

Встречаются брошенные тони. Некоторые еще выглядят как жилье и, судя по всему, изредка используются рыбаками в качестве убежищ в непогоду. Некоторые почти растворились…

Где-то удается ехать по пляжу, периодически перешагивая через бревна. Иногда нагромождения топляка загоняют в море, иногда в болото. Но там кисло с учетом того, что лебедиться не за что.

Люди любят слово "самый". Есть далеко не одно место, называемое "самая северная песчаная пустыня". Одно из них - Кузомень - у нас впереди!

Вот она!

Пустыня, надо сказать, маленькая. Домашняя))) В "пустыню"ведет песчаная дорога. Когда мы приближались к этой дороге со стороны моря, по ней ехал ЗИЛ131, Завидев нас, остановился, дождался, когда мы доковыляли до дороги, только после этого поехал за нами. На дороге, несмотря на песок, лужи, Некоторые глубокие. Подъезжаем к очередной. Как раз с той стороны, с которой все нормальные люди, судя по следам, ее объезжают, стоит легковушка, Как потом догадались, легковушка либо пыталась подсушить зажигание, либо ждала буксир. Девушка из легковой открывает дверь, достает телефон, готовится снимать цирковое представление, Зил останавливается. Ну да нам-то что? Едем прямо. Б…ь.пи-пи-пи… Капот уходит под воду полностью! Пума издает очень редкое тыр….тыр….тыр… хватило ума не совершать ненужных действий педалями и рычагами, тыртыртыр учащается, выкарабкиваемся. Клоуны уехали)))
Где "пустыня" примыкает к реке Варзуге, стоит село Кузомень, Стоит на песке. На песке до такой степени, что жители организовали стоянку для своих машин на дальних подступах, где песок поплотнее - по деревенской улице полный привод идет с трудом, недопривод не идет, плюс не пылить. На песке до такой степени, что жители сделали деревянные тротуары: иначе, тяжело ходить, полная обувь песка, ну и в дома поменьше его тащить.

Все! Дальше дороги летом нет. В устье Варзуги местный мужик организовал не совсем легальную паромную переправу. Таскает старый понтон катером с берега на берег. В действии мы ее не видели. Дальше, говорят, на ЗИЛ131 можно проехать еще километров 180, и те с большим трудом…
Движемся вверх вдоль Варзуги в сторону одноименного поселка. За очередной дюной/барханом три экипажа на паркетниках активно работают лопатами. Вытащили. Пришлось еще лопатой поработать, чтобы добраться до места, за которое трос можно зацепить.

Закат над Варзугой всех пробил на творчество.

Деревянные церкви на высоком берегу - красота!
В конце июля по ночам на берегу уже довольно холодно, и дует.

По утрам орут чайки, солнце поднимается и становится тепло.

Отдыхаем на тоне перед дорогой в сторону дома. Уха-рыба-икра-баня. Очередная цветная ночь,,,

Отдельная тема на Терском - отливы и приливы.

Где ребята тащут лодку, за час до этого было глубоко.

Когда отлив утром, между камнями загорают местные звездные жительницы)

А теперь нам пора к югу!