Пожалуй одним из самых известных (а если не самым известным, то самым культовым точно) военным автомобилем среди всех машин специального назначения, сконструированных британскими конструкторами в Солихалле, является Land Rover 109 Pink Panther (Розовая Пантера). Этот внедорожник был разработан в 1968 году на базе модификации LR Series IIA, с колесной базой 109 дюймов. Название «Pink Panther», не является официальным – автомобиль получил это прозвище за характерную окраску (но об этом чуть позже). Собственно, официальное название этой машины в британской армии — LR 109 Rover-11 (FV-18064). Цифры с скобках означали военный индекс (спецификацию), которая присваивалась каждому автомобилю в вооруженных силах Великобритании.

Восстановленный до ходового состояния LR Pink Panther на военно-историческом автомобильном шоу в Великобритании. На снимке хорошо видно основное вооружение машины: два пулемета FN MAG L7A1 (калибр 7,62x51) на передней и задней турели. Снимок 2007 года.

LR 109 Rover-11 (FV-18064) был разработан специально для британских рейнжеров (по нашему спецназовцев) – подразделений сил быстрого реагирования SAS (Special Air Service), буквально – Специальная Воздушная Служба.
Основной боевой единицей SAS является 22 полк специального назначения, общей численностью около 300 человек (без учета резервистов, призываемых на случай крупномасштабных боевых действий).

По сравнению с гражданскими автомобилями Series IIA, специальный Land Rover Pink Panther имел весьма серьезные отличия. Начнем с общей компоновки: на автомобиле полностью отсутствовала крыша, боковые двери и ветровое стекло, чтобы экипаж, состоявший из трех человек, имел возможность быстро покинуть машину. Кроме того, такая компоновка не ограничивала сектора обстрела при ведении огня из бортовых пулеметов или личного стрелкового оружия экипажа. Для этого передней и задней части машины оборудованы два места для стрелков, оснащенные пулеметными турелями, с возможностью ведения одновременного огня из обоих пулеметов. Дополнительно, за передними сиденьями разместили укладку переносного РПГ, а за кузовом, с заднего борта машины была смонтирована специальная грузовая платформа для размещения инструментов, комплекта ЗИП, запасов воды, продовольствия и специального оборудования.

LR Pink Panther — в профиль. На снимке видна боковая укладка ЗИПа, шанцевого инструмента и крепления сенд-траков.

Внедорожник для специальных операций, патрулирования и дальней разведки должен был обладать достаточной автономностью, чтобы действовать в дали от баз снабжения на протяжении нескольких суток. Для этого в "Розовой Пантере" установили целых четыре топливных бака (два основных и два дополнительных), общим объемом 100 галлонов (или чуть более 450 литров). Запас хода с использованием всех четырех топливных баков и дополнительных канистр в укладке составлял почти 1800 км! Также был установлен дополнительный бак для воды, а на грузовой платформе нашлось место еще для нескольких канистр с питьевой водой.

Автомобиль получил рядный 4-х цилиндровый бензиновый движок, объемом 2,28 л. Специально для LR 109 Rover-11 Pink Panther его форсировали, повысив мощность с 68 до 77 л.с. Коробка передач механическая, четырех-ступенчатая, с синхронизаторами 3 и 4 скоростей. Максимальная скорость автомобиля составляла 100 км/ч (крейсерская – 70 км/ч). КПП, как и раздатка были стандартные, такие же устанавливались на серийные LR Series IIA. Полный привод был подключаемым.

Масса внедорожника существенно возросла. Чтобы таскать на себе все это добро британским конструкторам пришлось дополнительно усилить штатную раму машины. Таким же доработкам подвергли и рессорную подвеску – добавили в рессоры дополнительные листы. "Розовая Пантера" также получила рулевой демпфер (отсутствующий на стандартных машинах) и специальные покрышки на 16-ти дюймовых дисках, с низким удельным давлением на грунт, приспособленные для езды по пескам. Машина комплектовалась двумя запасками, одна из которых крепилась на переднем бампере, а вторая размещалась в грузовом отсеке.

Еще один снимок LR Pink Panther с выставки военных автомобилей. На фото хорошо виден способ крепления передней запаски. Слева от запасного колеса – одна из пусковых установок для дымовых шашек.

Теперь несколько слов по поводу окраски машины: если кто вдруг подумал, что автомобиль покрасили в розовый цвет в угоду британским геям, служившим в SAS, то это не так. Во-первых, толерантность армейского командования в те времена была несколько иной и геев на военную службу в странах НАТО не брали (тем более в спецназ), а во-вторых, как оказалось, такой камуфляж отлично подходил для маскировки автомобиля в юго-восточной части Аравийского полуострова.

В конце 60-х годов коммандос 22 полка SAS дислоцировались в Омане, где несли службу по охране британских аэродромов, военных баз и осуществляли патрулирование местности. Эта окраска хорошо скрадывала автомобиль в песках, особенно в рассветные часы и на закате. За такой камуфляж британские спецназовцы и окрестили внедорожник «розовой пантерой». Эта кликуха быстро приклеилась к машине и позже стала ее нарицательным названием.

Правда не все машины серии были окрашены в розовые цвета. Часть LR 109 Rover-11 получила стандартную черно-зеленую окраску, используемую для покраски британской военной техники в метрополии. Кроме этого, еще полтора десятка автомобилей были перекрашены в данную схему камуфляжа после завершения миссии SAS в Омане.

Основное вооружение внедорожника состояло из двух 7,62 мм пулеметов FN MAG (бельгийской разработки, получивших в британской армии индекс L7A1), установленных на специальных турелях, оснащенных зарядными ящиками, в каждый из которых помещалось 300 патронов в лентах. Возимый боезапас составлял 1800 патронов.

7,62 мм пулемет GPMG Гочкис. Обратите внимание на спусковое устройство пулеметной турели – два спусковых крючка на рукоятках турели (для двух рук) соединены специальным приводом со спусковым крючком пулемета. В случае необходимости, каждый из пулеметов мог быть быстро снят с турелей, для ведения огня с рук.

Кроме этого, в специальной укладке за передними сиденьями машины находился ручной ручеой противотанковый гранатомет Carl Gustav, калибра 84 мм, с тремя запасными гранатами.

Расчехленный 84 мм РПГ Carl Gustav. Гранатомет размещался за передними сиденьями автомобиля. Между сиденьями находится коротковолновая радиостанция.

Ручное стрелковое оружие экипажа (7,62 мм автоматические винтовки) находились в специальных коробах на передних крыльях машины. Такая укладка подразумевала возможность быстрого доступа членов экипажа к личному стрелковому оружию. Штурмовые винтовки находились в коробах готовыми к стрельбе, с полностью снаряженными магазинами. Для открытия огня рейнжеру необходимо было отстегнуть крепеж, вытащить винтовку и дослать патрон в патронник. Чтобы достать винтовку из короба и открыть огонь обученному спецназовцу было необходимо всего несколько секунд.

Боковая укладка для личного стрелкового оружия экипажа.
Хороший снимок кормовой пулеметной установки. На фото отлично виден зарядный ящик с патронами (слева) для ленточного питания пулемета и ящик для сброса отстрелянных гильз (справа от пулемета).

Кроме двух пулеметов, РПГ и коробов для личного стрелкового оружия на LR 109 Rover-11 Pink Panther были установлены четыре пусковых установки для создания дымовых завес. Установки (по 3 дымовые шашки в каждой) монтировались на переднем бампере машины, а также в задней части грузового отсека.

Кормовая установка для отстрела дымовых шашек

Внедорожник был оснащен двумя радиостанциями, одна из которых была коротковолновой. В качестве средств навигации на автомобиле были установлены два солнечных компаса оригинальной конструкции. Один из них находился на передней панели, второй крепился на дополнительном топливном баке, за сиденьем водителя. Несмотря на то, что солнечная погода не балует "туманный Альбион" солнечные компасы сохранились и на внедорожниках спецназовцев в самой британской метрополии.

Передний солнечный компас в развернутом положении. Крепеж устройства предполагал возможность складывания компаса в походном положении.

На автомобиле было установлено два аккумулятора. Напряжение бортовой сети составляло 12 вольт. Фары освещения традиционно для LR Series IIA находились на передней панели моторного отсека – между Т-образной радиаторной решеткой. На внедорожнике дополнительно устанавливалось два мощных прожектора (фара-искателя) – в передней части автомобиля и в грузовом отсеке.

Всего было изготовлено 72 автомобиля LR Pink Panther, почти все из которых поступили на вооружение 22 полка SAS. В начале 1969 года машины отправили в Оман, где они приняли участие в боевых действиях против повстанцев так называемого Национального демократического фронта освобождения Омана, в ходе локального конфликта в провинции Дофар (The war in Dhofar, 1962-1976 гг)

В целом, LR Pink Panther активно использовались в данном конфликте 22 полком SAS для патрулирования, дальней разведки, охраны британских баз и аэродромов, а также для зачистки ряда населенных пунктов. Данные о потерях и/или повреждениях непосредственно самих британских внедорожников в Инете мне найти не удалось. Кроме Омана спецназовцы SAS использовали внедорожную "Розовую пантеру" в Иордании и Кении.

Потом "Розовые Пантеры" несли службу в SAS до 1984 года, но в боевых действиях и специальных операциях больше участия не принимали. По завершению эксплуатации в полку спецназа большая часть машин была списана, несколько внедорожников попали в различные автомобильные музеи мира, а большую часть выкупили частные лица на аукционах, проводимых министерством обороны Великобритании. Эти автомобили были заботливо восстановлены и теперь принимают участие в различных автомобильных выставках и шоу с участием олдтаймеров.

Напоследок видео о LR Pink Panther: