Первые Land Rover были почти до неприличия аскетичны. Даже по меркам того времени. При отсутствии штатного отопителя его владельцам полгода приходилось кутаться в теплую одежду. На этой машине поначалу не было даже дверных ручек! Но именно этот автомобиль стал родоначальником целого класса внедорожников.

Помощник фермера - пикап Land Rover Seies I с базой 107 дюймов

Прародителем Land Rover стал проект концепт-кара Centre Steer ( https://defenderclub.ru/blog/lr-history/kontsept-kar-porodivshij-britanskuyu-legendu-off-rouda ). Его всесторонние испытания в конце 1947 года стали основанием для внесения многочисленных изменений в конструкцию предсерийной партии внедорожников. Одним из главных недостатков этого прототипа был слишком слабый двигатель. Мощности роверовского Р10 в 40 л.с. явно не хватало – скорость автомобиля по шоссе едва достигала 50 км/ч. Поэтому на первую опытную серию машин, установили новый 4-цилиндровый двигатель объемом 1595 кубиков и мощностью 50 л.с., на 4000 оборотах, который был спроектирован для легковой модели Rover P3 60. У этой же модели была позаимствована и 4-ступенчатая коробка передач, к которой добавили ещё одну коробку, понижающую, с передаточным числом 2,52.

Эти изменения позволили повысить мощность и проходимость автомобиля. После некоторых раздумий, отказались и от центрального («тракторного») расположения рулевой колонки. Сиденье водителя переместили в правую часть, добавив к нему еще два пассажирских кресла, в первом ряду. Учитывая четыре дополнительных места на коробах, прикрывающих задние колесные арки в грузовом отсеке машины, получалось, что в автомобиле штатно могли разместиться семь человек.

Схема внедорожника. От первых лардроверов она отличается только расположением фар поверх решетки радиатора

Окончательный вариант Land Rover появился в чертежах проектного бюро компании в начале 1948 года. Оригинальный, узнаваемый внешний вид внедорожника сформировался благодаря шеф-дизайнеру Rover Тому Бартону (Thomas Barton), который и разработал последний вариант кузова машины для серийного производства. Кузовные детали изготавливались из авиационного алюминиевого сплава Birmabright. 

Радиаторная решетка, как и на прототипе, осталась сплошной и полностью закрывала фары. Передние габаритные огни на первых Land Rover располагались не на крыльях, а монтировались с обеих сторон нижней части моторного щита. Во избежание коррозии на места стыков алюминиевого кузова с металлической рамой нанесли гальваническое покрытие. Несколько видоизменили форму передних крыльев, лицевая часть которых стала менее пологой. На автомобиль были установлены боковые двери, отсутствовавшие на прототипе. Однако, дверных речек на машине не было - она запиралась на обычный металлический шпингалет, установленный с внутренней стороны двери, по типу старых оконных рам! 

Для упрощения производства цельное ветровое стекло разделили на две половины. Колесная база в 80 дюймов (2032 мм) и решение по полному приводу с обгонной муфтой остались пока без изменений.

Вид на передние сиденья и рулевую колонку

Все эти конструктивные изменения обкатывались в ходе заводских испытаний первой опытной партии внедорожников, которые в целом завершились успешно.

20 апреля 1948 года в газете Times появилась статья, рассказывающая о новом британском автомобиле, а уже через 10 дней, 30 апреля Land Rover 80 Series I официально дебютировал перед публикой на международной автомобильной выставке в Амстердаме. На голландское мотор-шоу отправилась опытная партия автомобилей, выпущенных в марте 48 года. Автомобильные критики и посетители выставки проявили значительный интерес к английской новинке. На стенде компании Rover новые внедорожники пользовались повышенной популярностью, на фоне которой остальная продукция британского концерна выглядела малозаметной. Выставка официально завершилась 9 мая и ее главным открытием, безусловно, стал LR первой серии. Этот несомненный успех был весьма подробно освещен в британской прессе. Кстати, официальная история марки Land Rover берет свое начало именно с даты открытия данной выставки. 

Предсерийный Land Rover на автомобильной выставке в Амстердаме 1948 года

16 октября 1948 года, совет директоров компании Rover, утвердил название нового автомобиля – Land Rover. Достоверно известно, что такое наименование придумал и предложил Морис Уилкс. Так, морской разбойник и бродяга стал сухопутным, а приставка «land» к основному бренду компании очень четко позиционировала основную концепцию машины, главное предназначение которой было работать на земле, в фермерских хозяйствах, а не только ездить по шоссейным дорогам.

Легендарный HUE I66 - один из первых внедорожников, получивших регистрационные номера. Продан в частные руки, но накануне 10-го юбилея Land Rover был выкуплен компанией, отремонтирован и с тех пор находится в корпоративном музее, участвуя в различных выставках, рекламных и благотворительных акциях

Вскоре Rover объявил цену на новый автомобиль, которая первоначально составила 450 фунтов-стерлингов, а к концу года увеличилась до 570 фунтов. При этом Land Rover не облагался налогом на покупку, поскольку регистрировался как машина коммерческого назначения. На британский внедорожник тут же стали поступать предварительные заказы, как внутри страны, так и за ее пределами, главным образом из стран западной Европы. Но подготовка заводского конвейера для запуска серийного производства закончилась только в августе 1948 года, поэтому некоторые заказчики получили свои автомобили из числа предсерийных машин, часть из которых дожила до наших дней.

Боковая проекция внедорожника

Необходимо отметить, что LR Series I получился весьма аскетичным. Первоначально британские внедорожники выпускались только в одной модификации с легкой брезентовой крышей (Soft Top) и одним вариантом бензинового двигателя Rover P3 60. На машине отсутствовала вентиляция, салон не отапливался, указатели поворота были механическими, флажкового типа, как на довоенных машинах. Топливный бак находился в подиуме под левым передним сиденьем - для доступа к горловине, нужно было открыть дверь и снять нижний элемент сиденья, которое по своей форме и жесткости напоминало стульчак. Запаска поначалу устанавливалась в салоне, за передними сиденьями. Дополнительных опций было целых две – за отдельную плату автомобиль комплектовался слабеньким отопителем салона и заводной ручкой (!).

Принц Гарри за рулем первой модификации внедорожника

Тем не менее, из-за своей дешевизны, неприхотливости, повышенной проходимости и возможности использования дополнительного привода для подключения различных сельско-хозяйственных орудий и другого оборудования (например, пилорамы), автомобиль сразу стал пользоваться повышенным спросом покупателей. За неполный первый год производства завод в Солихалле выпустил 3048 Land Rover Series I, а уже в следующем, 1949 году объем выпуска британских внедорожников достиг цифры 8000 экземпляров, значительно превысив число автомобилей, произведенных под маркой Rover. Это был несомненный успех для Land Rover.

Сборочный конвейрер в британском Солихалле, 1950 год

В 1949 году компания предложила клиентам первую модификацию внедорожника – Tickford Station Wagon ( https://defenderclub.ru/blog/lr-history/tickford-station-wagon-neudavshijsya-range-rover-iz-50-kh ). Первый блин получился комом - до 1954 года было собрано чуть менее 600 Station Wagon Series I и почти все из них пошли на экспорт. За Ла-Маншем, продажи были несколько лучше, но европейский рынок также принял новинку весьма прохладно. Объемы сборки, по сравнению с базовой моделью, были просто ничтожными, в результате руководство компании приняло решение о сворачивании серийного выпуска данной модификации.

Разворот рекламного проспекта Land Rover: слева модификация с мягким верхом, справа - со съемной жесткой крышей

В 1950 году, спустя полтора года с начала серийного производства, в базовую конструкцию LR Series I были внесены некоторые изменения. Покупателям стали предлагать в качестве опции жесткую крышу (Hard Top). Конструкция была съемной и выполнена из алюминия. Такой вариант крыши подходил не только новым, но и ранее выпущенным внедорожникам. Монтаж и демонтаж занимал не более десяти минут.

Кроме того фары автомобиля несколько увеличили в размере и теперь они стали выглядывать из-за радиаторной решетки. Это было практичное решение, поскольку раньше, когда решетка забивалась грязью, очистить фары, находящиеся за ней, было весьма затруднительно. На части автомобилей стали монтировать специальное крепление, позволяющее размещать на капоте машины запасное колесо.

Новая решетка радиатора с отверстиями для фар

Также, внесли изменения и в трансмиссию: постоянный полный привод с обгонной муфтой заменили системой, позволявшей водителю выбирать между двумя или четырьмя ведущими колесами при движении на высших передачах. На низших передачах можно было двигаться только с приводом на оба моста. Для включения и отключения переднего привода служил дополнительный рычаг коробки. Для упрощения производства также отказались от гальванирования мест соединения кузова с рамой – их стали просто более тщательно обрабатывать, хотя это и сказалось на коррозийной устойчивости машины.

Собрано 50 тысяч внедорожников. Дальше в истории Land Rover подобные фотографии станут регулярными

Производство внедорожников расширялось – объем заказов стабильно прирастал каждый год. Автомобили Land Rover начали поставляться не только частным клиентам, но и заказчикам в лице Министерства обороны, пожарным, спасателям, почтовому ведомству, фирмам, занимающимся доставкой различных грузов и ремонтным службам. На базе штатной 80-ти дюймовой рамы были разработаны две специальные модификации – пожарного автомобиля и передвижного компрессора.

Пожарный автомобиль 1955 года выпуска, на короткой базе 80 дюймов

Пожарная машина получила закрытую кабину для водителя и двух пассажиров в первом ряду, а в кузове устанавливалось дополнительное оборудование: катушка с пожарными рукавами, ящики для огнетушителей, топоров и запасных инструментов. Автомобиль оснастили переходником для подключения пожарного рукава от гидранта и мощным водяным насосом. На крыше части внедорожников установили небольшую выдвижную лестницу, по бокам которой можно было закрепить пожарные багры. С автомобилем для ремонтно-эксплуатационных служб поступили еще проще – в кузов стандартного Land Rover Soft Top установили специальный воздушный компрессор.

Первый "день открытых дверей" на заводе в Солихалле. Любой желающий мог не только осмотреть, но и прокатиться на британских внедорожниках. Такие мероприятия весьма способствовали продажам и в дальнейшем стали проводиться регулярно

Изменился и правовой статус внедорожника. Напомню, что для избежание налога на покупку автомобили Land Rover регистрировались как коммерческие транспортные средства. Однако, такие машины согласно британским правилам не могли развивать скорость свыше 30 миль (48 км/ч). При этом для обычных легковых автомобилей ограничение максимальной скорости составляло 70 миль (110 км/ч). В 50 году одного из владельцев LR Series I за нарушение скоростного режима (движение свыше 50 км/ч) оштрафовал британский полицейский. Несмотря на протесты водителя машины, наложение штрафа было мотивировано именно регистрационным статусом внедорожника. Владелец автомобиля не согласился с данным решением и обратился в суд. В результате судебного разбирательства правовой статус автомобилей Land Rover был изменен и эти внедорожники со следующего года стали регистрироваться как многоцелевые машины коммерческого назначения. Эта оговорка позволяла, с одной стороны повысить максимальную скорость до 70 км/ч, с другой – как и раньше избежать взимания налога на покупку автомобиля.

Рядный бензиновый двигатель Land Rover Series I

В 1951 году внедорожник получил новый, четырехцилиндровый, рядный бензиновый двигатель I4. Объем движка составлял 2 литра, а максимальная мощность – 52 л.с., при 4000 оборотах в минуту. Небольшие изменения произошли и в экстерьере автомобиля – лампы габаритных огней окончательно «переехали» с моторного щита на лицевую часть передних крыльев (ранее такое размещение было опциональным и использовалось только для машин, поставляемых на экспорт), а в верхней части моторного щита (над капотом) разместили жалюзи для принудительной вентиляции салона автомобиля. Такое конструктивное решение использовалось на автомобилях LR Series I-III, а также на Defender более полувека (!), вплоть до 2007 года. Кроме того вновь изменили форму решетки радиатора – теперь она стала похожей на перевернутую букву «Т».

Следующие изменения модели произошли осенью 1953 года. Колесная база стандартного Series I была увеличена с 80 до 86 дюймов (2184 мм).  Тем самым, увеличился полезный объем грузового отсека, и, одновременно, пространство для задних пассажиров. Двери автомобиля, наконец, получили внешние ручки. Несколько изменилась и конструкция передних дверей, они стали более высокими и монтировались из двух частей. 

Короткий LR Series I с новой базой 86 дюймов

Кроме того, спустя несколько месяцев, в начале 54 года, покупателям была предложена новая модификация машины – грузовой пикап. Эту, более вместительную и универсальную модификацию, британские фермеры ждали пять лет с начала серийного производства ландроверов.

Грузовой пикап на базе 107 дюймов

Кузов устанавливался на новую, специально разработанную колесную базу длинной 107 дюймов (2718 мм). Таким образом, удалось существенно увеличить площадь грузового отсека и повысить грузоподъемность внедорожника. Кабина автомобиля была полностью закрытой и выполнена из алюминия. Двигатель машины остался прежним, сохранился также и привод для подключения дополнительного оборудования. Новинка очень понравилась фермерам – продажи Land Rover существенно возросли, при том, что покупки базовой версии нисколько не снизились.

Работники дорожной службы помогают автовладельцу выбраться из снежного плена

Также пикап охотно приобретали различные фирмы и компании. Особой популярностью машина пользовалась у владельцев небольших автомобильных сервисов, которые использовали LR Series I Pickup в качестве эвакуатора. Пикап также охотно приобретали за рубежом – более половины автомобилей поставлялись на экспорт.

Спустя два года, в 1956 году, в производство была запущена еще одна модификация Series I – 10-ти местный Station Wagon. Базой для этой модификации послужило 107 дюймовое шасси от пикапа. Автомобиль имел полностью закрытый, жесткий металлический кузов, который собирался на болтах. Попасть в салон машины можно было через четыре боковые двери, пятая задняя предназначалась для доступа в багажный отсек, где также по бокам устанавливались дополнительные сидения для четырех пассажиров. Остальные пять пассажиров и водитель размещались на двух рядах основных сидений.

Пяти-дверный Land Rover Series I 107 Station Wagon

Пятую дверь сделали цельной, а по бокам от нее в кузов врезали два дополнительных окна, для улучшения обзора при движении задним ходом. Помимо этих изменений в Land Rover разработали специальную дополнительную крышу типа Сафари (Safari Roof) – она была изготовлена из заменителя кожи и крепилась на продольные направляющие к основной крыше. В результате между кузовом и Сафари-крышей образовалась воздушная прослойка, которая смягчала воздействие прямых солнечных лучей и снижала уровень влажности в салоне машины при холодной и пасмурной погоде. Также в середину крыши установили дополнительный вентиляционный люк и лампу освещения задней части кузова.

LR Series I с подключенным приводом к циркулярке

Изменения коснулись и базовой модели – вариант с жесткой крышей перестал быть съемным (точнее, демонтировать крышу было все-таки можно, но уже не за 10 минут), задняя часть кузова получила дополнительные боковые окна, а сверху, за отдельную плату можно было установить и Safari Roof, только в более короткой версии, чем на 107 дюймовой Station Wagon. Кстати, с этого времени короткая модификация Land Rover (86 дюймов) стала обозначаться аббревиатурой SWD, а длинная (107 дюймов) – LWD.

Последняя модификация короткого LR Series I с базой 88 дюймов

Последние изменение автомобилей Series I были сделаны в следующем, 1957 году. Land Rover наконец-то получил рядный, 4-х цилиндровый дизельный двигатель, объемом 2 литра и максимальной мощностью 52 л.с. (39 квч). Однако этот движок, в отличие от своего бензинового собрата был несколько длиннее и уже не помещался в стандартное подкапотное пространство. Для решения этой проблемы колесная база автомобиля была увеличена еще на два дюйма: до 88 дюймов на короткой, базовой версии и до 109 дюймов (2769 мм) на пикапе. Интересно отметить, что модификация Station Wagon до окончания производства всей линейки Series I продолжала производиться на 107 дюймовой колесной базе и новым дизельным двигателем не оснащалась.

С новой колесной базой и дизельным двигателем автомобили Series I впускались недолго, всего около полутора лет. В 1958 году производство всех модификаций этой серии было прекращено, а завод в Солихалле перешел на выпуск следующей модели внедорожника Series II.

Несколько слов необходимо сказать еще об одной, специальной версии Land Rover Series I, так называемом «королевском автомобиле» (Royal Review Vehicle). Автомобиль был разработан в 1954 году и предназначался для членов британской королевской семьи. В основном, машина использовалась для официальных поездок и зарубежных визитов королевы Великобритании Елизаветы II. Автомобиль спроектировали открытым, с тремя дверями.

Королева Елизавета II и ее супруг Филипп, герцог Эдинбургский, с визитом в Нигерии

Кузов машины был несколько видоизменен: внутри грузового отсека установили пару мягких кожаных кресел специальной конструкции, внутренние поверхности также обшили кожаной обивкой, а по краям кузова было смонтировано невысокое стеклянное заграждение. Сверху, над передним стеклом этой части машины установили поручни, держась за которые можно было ехать на небольшой скорости, стоя в полный рост. Автомобиль был покрашен в черный цвет и тщательно отполирован. Машина пришлась по душе королевской семье и на долгие годы обосновалась в гараже Ее Величества.

Помощник фермера, наши дни

Автомобили Land Rover Series I выпускались десять лет и пользовались высоким спросом не только в Соединенном Королевстве, но и за его пределами. Внедорожники первой серии экспортировались в более чем 60 странах мира, а в Бельгии и ФРГ было организовано их лицензионное производство ( https://defenderclub.ru/blog/lr-history/lr-minerva-belgijskij-klon-land-rovera ).

Сотрудник лесной охраны поднимается по склону с помощью лебедки. Британская Колумбия, 1958 год

Осенью 1954 года с конвейера завода в Солихалле выкатили стотысячный внедорожник, а общее количество выпущенных за десять лет LR Series I составило 197 936 экземпляров. При этом автомобилей с колесной базой 80 дюймов было выпущено 81 773 шт., с базой 86 дюймов - 49 342 шт., с базой 88 дюймов 25 944 шт., с базой 107 дюймов - 26 745 шт. (из них 6 400 Station Wagon), и с базой 109 дюймов - 14 132 шт.

Стотысячный внедорожник в сборочном заводском цеху

Интересно отметить, что выпуск британских внедорожников с дизельным двигателем был ничтожно малым, на общем фоне произведенных за десять лет экземпляров. Он составил всего 3 452 машины или 1,74% от всего объема производства.

10-й юбилей Land Rover. В кузове внедорожника Морис Уилкс

Многие из машин LR Series I отлично сохранились до наших дней, а отдельные экземпляры даже продолжают эксплуатироваться, что обеспечивается неприхотливостью, простотой и конструкционной живучестью автомобиля, при несложном, но регулярном уходе. Напоследок, традиционное видео: Land Rover Series I, с базой 80 дюймов на испытательной трассе