​Во второй половине ХХ века за рулем лендроверов сидели не только британские фермеры и прочие гражданские обыватели. Продукция компании Rover также пришлась по вкусу как различным коммерческим компаниям, так и представителям силовых структур в самой Великобритании, а также за ее пределами. При этом подавляющее большинство специальных модификаций британского внедорожника создавалась самим производителем - военные и полицейские машины выезжали из цехов завода в Солихалле, в графстве Уэст-Мидлендс. Однако, были отдельные проекты, которые создавались внешними подрядчиками на базе внедорожников Land Rover. Пожалуй, наиболее известным из них, является создание целого семейства броневиков и машин специального назначения Shorland.

Land Rover Shorland, модификация MKIII. Машина оснащена дымовыми гранатаметами, фараискателем и пулеметной турелью, для установки дополнительного пулемета, с возможностью ведения огня из люка башни

Для начала, небольшой пролог. В начале 60-х годов, в связи с обострением ситуации в Ольстере, Управление королевской полиции в Северной Ирландии всерьез озаботилось вопросом технического оснащения своих полицейских подразделений.

В это время на территории Северной Ирландии активно действовала так называемая Ирландская Республиканская Армия (Irish Republican Army) – вооруженная группировка, целью которой являлось достижение полной независимости Северной Ирландии от Великобритании. ИРА традиционно пользовалось значительной поддержкой значительной части коренного католического населения Северной Ирландии и находилась "в авангарде национально-освободительного движения", выражаясь заголовками советских газет того времени. Вместе с тем методы национальной борьбы ИРА, в конце концов, переросли в обычный терроризм, только с политическим оттенком.

В этой связи функционал британской полиции в Северной Ирландии заключался не только в профилактике и раскрытии криминальных преступлений, но и был нацелен на противодействие политическому движению ирландских католиков за независимость от Великобритании, от разгона массовых акции протеста до борьбы с вооруженными выступлениями и террористическими акциями ИРА. Эти факторы значительно отличали формат несения службы и функционал полицейских подразделений в Северной Ирландии, что накладывало свой существенный отпечаток и их материально-техническое оснащение. Обычные полицейские автомашины были в этом плане весьма уязвимы и не обеспечивали защиту от камней, бутылок с зажигательной смесью и огнестрельного оружия. В свою очередь армейские броневики, а также БТР и БМП, являлись слишком тяжелыми и недостаточно мобильными для действий в городских условиях, а кроме того они все-таки предназначались для действия против регулярных войск противника, а не для разгона демонстраций или ликвидации террористов.

Поэтому Управление королевской полиции Северной Ирландии остро нуждалось в специализированной автомобильной технике, обеспечивающей защиту личного состава во время массовых выступлений и беспорядков, а в случае необходимости – предоставляющей возможность применения специальных средств, вплоть до огневого воздействия.

Таким образом, были сформированы общие технические требования на создание специального патрульного бронированного автомобиля для полицейских подразделений в Северной Ирландии.Подрядчиками данного проекта выступил инжиниринговый отдел британской авиационной фирмы «Short Brothers & Harland» (позднее отдел был преобразован в отдельную компанию «Shorts») в Белфасте. Прототип бронированного патрульного автомобиля был разработан Фредериком Батлером (Frederick Butler) в 1964 году. Платформой для постройки патрульной машины стал Land Rover IIA с базой 109 дюймов.

Один из первых опытных образцов полицейского броневика Land Rover Shorland, 1964 год.

Автомобиль сохранил классическую компоновку, с передним расположением двигателя. Кузов машины был сварен из наклонных броневых листов толщиной 7,25 мм, обеспечивающих защиту от стрелкового оружия. В боевом отделении располагались места для трех членов экипажа: по бокам – водителя и командира машины, а по центру – стрелка, для которого на крыше автомобиля была установлена бронированная башня от армейского броневика «Ferret», с пулеметом Браунинг, калибра 7,62 мм.

Доступ в боевое отделение осуществлялся через бронированные боковые двери, а пулеметчик также мог покинуть машину через верхний люк башни. В экстренных ситуациях экипаж мог эвакуироваться через аварийный люк, который находился в корме автомобиля.
В боевом положении ветровые стекла машины прикрывались бронированными экранами, в центре которых были расположены узкие смотровые щели для водителя и командира. Капот двигателя и передние крылья не были защищены броней и сохранили свой первоначальный вид. Также как и на LR Series II, фары освещения были расположены на решетке радиатора, а габариты и поворотники – на передней части крыльев. На башне монтировался дополнительный фараискатель 

Снимок боевого отделения первой серийной модификации Shorland Mark I (МКI). Хорошо видна пулеметная турель и сиденье стрелка

Прототип оснащался 4-х цилиндровым бензиновым двигателем объемом в 2286 «кубиков» и, естественно, имел постоянный полный привод. Емкость единственного топливного бака составляла 64 литра. Установка вентиляции или отопительных приборов изначально не предусматривалась. Поскольку масса автомобиля серьезно возросла, конструкторам пришлось усилить штатную раму и подвеску машины. Вес патрульного автомобиля достигал 3,2 тонн. Всего было изготовлено несколько прототипов бронированной патрульной машины с незначительными изменениями в конструкции.

В октябре 1965 года началось серийное производство машины, которая получила обозначение Shorland Mark I (название, по сути, «склеили» из частей наименований двух компаний: «shor» и «land»). Серийный автомобиль имел ряд незначительных отличий от своего прототипа. Фары «переехали» с радиатора на передние крылья, на машину установили радиостанцию, а экипаж получил переговорные устройства.

Два Shorland MKI из состава 3-го батальона британских рейнжеров патрулируют окресности Белфаста (Северная Ирландия). Обратите внимание на железные стойки приваренные к башням броневиков для защиты башенных стрелков от любых свисающих проводов по ходу движения машины. Такая практика была стандартной для использования техники в городских условиях, иначе провод может просто срезать голову стрелка, который высунулся из башни

Также была изменена конструкция откидывающихся броневых экранов боковых дверей, управлять которыми стало более удобно, а кроме того в них появились амбразуры для стрельбы из пистолета. Серийный автомобиль получил принудительную вентиляцию, а из дополнительных опций на башне смонтировали места для установки двух гранатометов для отстрела дымовых шашек и создания дымовой завесы. Опционально устанавливался дополнительный топливный бак и бронированный лист специальной конструкции, прикрывающий радиатор машины.

Следует заметить, что к середине 60-х использование в качестве базы гражданских автомобилей для постройки бронемашин выглядело несколько архаичным. Схема компоновки и даже внешний вид Shorland, весьма напоминал броневики 20-30 годов (например, советский БА-27), однако нельзя забывать, что эта машина была предназначена, прежде всего, для выполнения военно-полицейских функций, а не для использования в реальных боевых условиях современной войны. К тому же, немаловажным являлся и тот факт, что у Shorland почти 80% всех комплектующих было от штатного автомобиля Land Rover, что значительно упрощало производство и снижало его себестоимость, в отличие от броневиков и БТР специальной постройки.
С конца 1965 года патрульный бронированный автомобиль Shorland Mark I стал поступать в подразделения Управления королевской полиции Северной Ирландии. Первые машины получили полицейские Белфаста и Ольстера. Важно отметить, что на других территориях метрополии, кроме как в Северной Ирландии, Shorland никогда не использовался. Всего было выпущено порядка 100 патрульных автомобилей модификации Mark I. 

Командирский Shorland Mark I. На машине отсутствует пулеметная башня, на крыше установлен вытяжной вентилятор

После запуска серийного производства компания Short Brothers стала активно продвигать свою новинку на внешние рынки. Участие Shorland в многочисленных международных выставках не осталось незамеченным и компания заключила целый ряд выгодных контрактов на поставку патрульных автомобилей в страны Ближнего Востока и Центральной Африки. Интересно отменить, что в некоторых африканских странах Shorland-ы использовались не только в специальных полицейских подразделениях, но и поступили на вооружение армейских частей в качестве бронированной разведывательной машины.

Конструкция автомобиля совершенствовалась и спустя три года была запущена в производство модификация Mark II. Основным отличием этой модификации от предыдущей стала установка более мощного бензинового двигателя, объемом 2,6 литра, мощностью 70 л.с. при 4000 оборотах в минуту, а также увеличение толщины броневых листов до 8,25 мм. Вентиляция боевого отделения оставляла желать лучшего, поэтому в кормовой аварийный люк был вмонтирован дополнительный вытяжной вентилятор. Эта модификация выпускалась относительно недолго, до 1972 года. Количество собранных экземпляров Mark II, не превышало 50 единиц.

Shorland Mark II. На снимке хорошо виден задний эвакуционный люк

К началу семидесятых годов, на вооружении британской полиции в Северной Ирландии находилось около сотни патрульных Shorland, модификаций Mark I и II.

Между тем, ситуация в Северной Ирландии постепенно накалялась – в 1969 году в городах Дерри и Белфасте произошли массовые столкновения ирландских католиков и британских протестантов, в результате которых, для предотвращения разрастания конфликта в Северную Ирландию были введены регулярные части британской армии.

Части британской армии на улицах Дерри, накануне Кровавого Воскресенья

Полицейские формирования уже не могли в одиночку предотвратить возникновение волны стихийных выступлений и массовых беспорядков между католиками и протестантами. В начале 1972 года был распущен северо-ирландский парламент и введен режим прямого правления. Это послужило искрой для новой волны выступлений местного населения и террористических вылазок ИРА.

Апогеем конфликта стал расстрел британскими военными мирной демонстрации в Дерри 30 января 1972 года. В этот день, который позже вошел в историю под названием «Кровавое воскресенье» (Bloody Sunday), военнослужащие 1 батальона Королевского парашютного полка открыли огонь на поражение по мирному шествию местных католиков, которые проводили марш в поддержку Ассоциации в защиту гражданских прав Северной Ирландии. В результате этой акции 13 безоружных манифестантов были застрелены, при этом 5 из них – выстрелами в спину. Еще 14 человек получили ранения, один из них впоследствии скончался в больнице. Среди убитых было шесть несовершеннолетних подростков и один священник.

30 января 1972 г., Дерри, северная Ирландия. Один из ирландских католиков, застреленных в спину британскими парашютистами. Его тело другим демонстрантам удалось вытащить с улицы.

Это преступление привело к таким массовым беспорядкам в Дерри, Белфасте и Ольстере, которые чуть было не переросли в вооруженное восстание. Позже британские власти заявили, что открыли ответный огонь на выстрелы и брошенные бомбы со стороны митингующих. Однако проведенное позже расследование не подтвердило этих данных.

Молодые ирландские католики забрасывают камнями приближающийся колесный БТР Сарацин (Saracen) британских коммандос. Дерри. февраль 1972 г.

Никто из британских военнослужащих не обращался за медицинской помощью, не было также обнаружено следов применения оружия или взрывных устройств митингующими, кроме 4-х самодельных бомб, якобы найденных на теле одного из погибших. Однако следствие выяснило, что эти самоделки были подброшены британскими военными.

Наряду с армейскими частями, полицейские подразделения Северной Ирландии, оснащенные броневиками Shorland, участвовали в подавлении стихийных выступлений. Они патрулировали улицы северо-ирландских городов и являлись определенным фактором сдерживания. В нескольких случаях, манифестанты забрасывали машины камнями и бутылками с зажигательной смесью, однако потерь материальной части или членов экипажей Shorland-ов зафиксировано не было. По счастью и сами экипажи патрульных бронеавтомобилей ни разу не открывали огонь на поражение из своих пулеметных башен.

Как раз в 1972 году, появилась новая модификация Shorland-а, под наименованием Mark III, в которую был внесен ряд существенных изменений. Прежде всего, в ходе эксплуатации выяснилось, что даже усиленная рама Series IIA, не обладала достаточной прочностью для тяжелой бронированной машины.

Снимок новой модификации полицейского броневика — Shorland Mark III. На снимке у броневика отсутствуют защитные экраны передних окон водителя и командира машины

После запуска в производство LR Series III, конструкторы фирмы Shorts выбрали в качестве базы для броневика однотонную 109 дюймовую раму третьей серии, которая имела не только более высокие характеристики прочности, но и запас грузоподъемности, для дальнейшего увеличения массы автомобиля. Еще одним важным изменением стало оснащение машины новым 6-ти цилиндровым бензиновым двигателем объемом 2625 кубических см, максимальной мощностью 91 л.с, при 4100 оборотах в минуту. В качестве опции наконец-то появился и 4-х цилиндровый дизель.

На машину установили новую радиостанцию, а на башню смонтировали пару новых гранатометов для отстрела дымовых шашек (по три штуки в каждом). Броневик получил штатный отопитель салона, а также новую систему принудительной вентиляции. На автомобиль опционально устанавливался кондиционер и другое дополнительное оборудование. Эта серия стала самой массовой в производстве – всего было выпущено более 500 машин модификации Mark III, значительная часть из которых пошла на экспорт.

Практически сразу с момента запуска серийного производства Shorland, конструкторский отдел компании, в инициативном порядке, начал разработку различных модификаций на базе боевой патрульной машины. 

Опытный образец ПТРК на базе Shorland. На башне установлены две ПУ противотанковых управляемых ракет

Одной из первых попыток стала разработка мобильного ПТРК (противотанковый ракетный комплекс), стартовавшая уже в 1966 году. На Shorland Mark I, была смонтирована башня, на боковых бронелистах которой размещались две пусковые установки противотанковых управляемых ракет Vigilant. Башня получила электрический привод и новые приборы управления стрельбой, в боевом отделении был смонтирован контейнер для укладки трех запасных противотанковых ракет, дымовые гранатометы перенесли на передние крылья автомобиля. Прототип был собран в конце 66 года, после чего начались его полигонные испытания.

БРДМ Ferret Mk 2, с установленными ПУ ПТРК. Такую же башню попытались смонтировать на броевике Shorland

Развития данный проект не получил, что не было удивительным. Британская армия не заинтересовалась данной модификацией, поскольку на ее вооружении уже стояла БРДМ Ferret, с аналогичной установкой ПТРК, но при этом более высокой проходимости и с усиленной броней, а также с низким профилем (высотой) машины, что делало ее менее уязвимой на поле боя. Единственное преимущество противотанкового комплекса Shorland – более низкая цена по сравнению с БРДМ Ferret, оказалось недостаточным и для организации экспортного производства. Прототип участвовал в нескольких выставках, но заказчиков так и не нашел. А в части выполнения полицейских функций ракетный комплекс был явным перебором, даже для Северной Ирландии.

Попытка создания следующей модификации – защищенного транспортера для спецназа была предпринята в октябре 1967 года, когда конструкторский отдел компании разработал эскизный проект БТР Shorland Trooper. Помимо водителя и командира машины, в удлиненный отсек боевого отделения, по замыслу разработчиков, помещалась еще и восемь человек десанта, со штатным вооружением. Раму автомобиля удлинили и дополнительно усилили, машина получила колеса более высокого профиля и 6-ти цилиндровый бензиновый двигатель. Башня была демонтирована, крыша над водителем и командиром машины получила 5 мм броню, а над головой десанта установили простой металлический лист. Двери для десантников располагались в корме бронемашины.

В целом, автомобиль вышел громоздким и тесным – места для размещения восьми человек десанта, с вооружением, щитами, дубинками и прочей полицейской «атрибутикой» было явно недостаточно, защищенность десанта оставляла желать лучшего, оперативно покинуть машину в случае ее повреждения было весьма проблематично. Прототип почти по всем своим основным характеристикам, включая мобильность и проходимость, существенно проигрывал британскому БТР Сарацин (Saracen).

Первая неудача заставила конструкторский коллектив критически переосмыслить данный проект, в результате год спустя появилась новая разработка уже шестиместного (помимо водителя и командира) полицейского транспортера. На базе Mark II было построено несколько опытных экземпляров БТР. Раму также дополнительно удлинили, вместо защитных экранов над капотом появились бронестекла, на машину поставили 4 цилиндровый бензиновый двигатель объемом 2,3 л. 

Полицейский транспортер Shorland SB 301

Испытания опытных машин завершились в 1974 году, когда было развернуто серийное производство полицейского БТР Shorland с индексом SB 301, на базе следующей основной модификации Mark III. Автомобиль получил более толстую броню, которая полностью закрывала крышу десантного отделения, по обоим бортам были сделаны амбразуры для стрельбы из личного оружия десантников (включая автоматическое), усилена конструкция кормовых дверей, на крыше установили два дымовых гранатомета и дополнительную фару освещения.

Интересно отметить, что в базовой комплектации машина так и не получила ни нормальной вытяжной вентиляции, ни отопителя десантного отделения, ни кондиционера. Тем не менее, SB 301 сразу начал поступать на вооружение британской полиции в Северной Ирландии, а также поставляться на экспорт.

Специальная модификация автомобиля SB 303. Башня приспособлена для стрельбы из снайперской винтовки

На базе Shorland Mark III, также была создана и специальная антитеррористическая модификация полицейского броневика (индекс SB 303). Ее основным отличием от базового бронеавтомобиля, была видоизмененная башня, приспособленная для стрельбы из снайперской винтовки. Еще одним видимым изменением автомобиля являлась установка бронестекол большого размера над капотом машины. В данной комплектации Mark III производился мелкими сериями, под специальные заказы. В частности 4 таких машины были закуплены голландской полицией и долгое время использовались для групп быстрого реагирования в аэропортах страны.

Shorland MK III, который находился на вооружении национальной республиканской гвардии Португалии. Сейчас эта машина установлена как памятник в Лиссабоне.

Но вернемся к основному производству. Mark III находился на конвейере почти девять лет, когда в 1980 году его сменила новая модификация броневика с индексом Mark IV. Как и прежде, основным отличием следующей модификация стала установка нового, более мощного двигателя. На этот раз Shorland получил восьми-цилиндровый Rover V8. Новый двигатель потребовал дополнительного места под капотом и поэтому решетку радиатора вынесли вперед, почти вровень с боковыми передними крыльями машины. Это является ее главным отличительным признаком от предыдущих модификаций.

Shorland Mark IV - последняя модификация полицейского автомобиля специального назначения на базе LR Series III

Но были сделаны и другие изменения: броневик, наконец-то получил в штатной комплектации систему вентиляции воздуха, отопительную систему, а также второй топливный бак и новые приборы наблюдения – перископы в крыше пулеметной башни, защищенные козырьком из брони. Всего было выпущено порядка 250 патрульных Shorland четвертой модификации. Также на новой платформе был запущен в производство и вариант полицейского БТР, который получил индекс SB 401.

В начале 90-х начался выпуск последней модификации бронированного полицейского автомобиля под названием Series V. Список изменений, внесенных конструкцию, был достаточно внушительный. Во-первых базой для машины стала 110 дюймовая рама от Land Rover Defender. Автомобиль получил усиленную подвеску, новые покрышки, выдерживающие пулевые попадания и два протектированных топливных бака. Была увеличена толщина лобового и боковых бронелистов, изменена форма передних крыльев и капота, которые, как и решетка радиатора, также были защищены броней. Машина в базовой комплектации оснащалась кондиционером, новой системой вентиляции, новой радиостанцией и приборами наблюдения. Броневик традиционно получил очередной, более мощный двигатель и новую коробку передач.

Первая модификация патрульного автомобиля 5 серии Shorland Mark V S51 на базе Land Rover Defender

Поскольку к этому времени появилось целое семейство полицейских машин специального назначения на базе Shorland, каждый из вариантов Series V получил свой собственный индекс.

S 51 — базовый патрульный автомобиль с пулеметной башней на крыше.
S 52 – вторая версия патрульного автомобиля, с видоизмененной кормой боевого отделения, увеличенной в объеме для размещения дополнительной укладки оружия и боеприпасов (после чего S 51 была снята с производства).
S 53– бронеавтомобиль ПВО. На крыше вместо пулеметной башни размещена турель с тремя пусковыми установками ЗРК Javelin (6 запасных ракет в укладке боевого отделения).
S 54 – специальный антитеррористический автомобиль, с башней приспособленной для стрельбы из снайперской винтовки. За базу взят корпус от S 51, в котором были сделаны дополнительные окна (закрытые бронестеклами) в бортах, над капотом и в башне машины, для более лучшего обзора и целеуказания снайпера.
S 55 – шестиместный полицейский БТР.

Shorland Mark V S52 с увеличенным боевым отделением, для размещение дополнительной укладки оружия и боеприпасов.

В настоящее время производство Shorland Mark V продолжается мелкими партиями, главным образом на экспорт, под отдельные заказы. Различные модификации Shorland-ов находятся на вооружении полиции и частей специального назначения более 40 стран, включая Аргентину, Бахрейн, Ботсвану, Бруней, Бурунди, Кипр, Кению, Кувейт, Лесото, Ливию, Малайзию, Мали, Пакистан, Португалию, Сирию, Таиланд, ОАЭ и Великобританию (только в Северной Ирландии).

Что касается боевого применения Shorland-ов, то к сожалению, данных об этом в открытых источниках очень немного. Известно, что старые модификации Shorland использовались в локальных конфликтах в Африке и на Ближнем Востоке. При этом британские броневики поступали не только на вооружение полицейских формирований ряда африканских и арабских стран, но также использовались в составе частей вооруженных сил и подразделений внутренних войск. 

"Арабская весна" - сгоревший полицейский транспортер Shorland SB 301 на улице одного из сирийских городов.

​В Сирии поначалу использовали броневики Shorland для подавления протестных выступлений в различных городах страны. Однако с переходом протестов в открытое вооруженное противостояние с использованием тяжелого вооружения, значительная часть Shorland-ов была потеряна. Это неудивительно, поскольку броневики обладают противопульной броней, которая защищает экипаж только от огня легкого стрелкового оружия. Даже очередь из крупнокалиберного пулемета (например, ДШК калибром 12,7 мм, который автивно используется обеими сторонами конфликта), по сути является фатальной для экипажа Shorland. А попадание в машину выстрелом РПГ, как правило, сразу уничтожает ее вместе с экипажем.

В этой связи использование бронеавтомобилей Shorland в условиях ожесточенных уличных боев и плотной городской застройки являлось абсолютно неоправданным. Вместе с тем, в сирийской войне широко используется практика установки крупнокалиберных пулеметов или пусковых установок ПТРК на базу различных внедорожных пикапов (как правило, Тойот). Тактика применения таких "боевых платформ" заключается в быстром выдвижении на боевую позицию, коротком обстреле (несколькими очередями) или пуском ракеты по противнику со средней или дальней дистанции, после чего "боевая платформа" на полном ходу покидает позицию, чтобы противник не успел влепить по ней выстрел из РПГ или танковой пушки. Для таких коротких вылазок Shorland-ы вполне подходят. Также правительственные силы используют оставшиеся броневики для патрулирования местности, ранее освобожденной от боевиков.

Бронеавтомобиль Shorland MK IV сирийской правительственной армии на улице города Хама, 11 августа 2011 года. На крыше башни установлен крупнокалиберный пулемет ДШК (калибр 12,7 мм) советского производства.