Спустя почти полгода после запуска в серию первой версии внедорожника Land Rover Series I компания Rover представила свою первую модификацию этого автомобиля – Tickford Station Wagon. По сравнению с базовой моделью, список изменений интерьера и экстерьера автомобиля был весьма впечатляющим. Тем не менее новинка Rover с треском провалилась на рынке. Эта история о том, как на заляпанный глиной фермерский внедорожник попытались натянуть фрак аристократа

Land Rover Series I Station Wagon Tickford, выпуска 1950 года. Покраска характерная для поздних серий автомобиля, фары расположены поверх решетки радиатора

​Для начала, следует сказать пару слов о базовой модели внедорожника. Аскетичный LR Series I с базой 80 дюймов пришелся если не совсем по вкусу, то уж точно по карману британским фермерам. Цена автомобиля без брезентовой крыши в 1948 году составляла 450 фунтов, а с брезентовым верхом (модификация Soft Top) всего 570 фунтов. За неполный первый год производства было выпущено 3048 этих внедорожников. На базовой модели Series I отсутствовала вентиляция, автомобиль не отапливался, запаска поначалу устанавливалась внутри салона за передними сиденьями, не было внутреннего освещения, не было даже дверных ручек (!), а стеклоочиститель был только у водителя. Тем не менее, из-за своей относительной дешевизны, неприхотливости, повышенной проходимости автомобиль сразу стал пользоваться повышенным спросом покупателей, прежде всего, британских фермеров. При этом Land Rover не облагался налогом на покупку, поскольку регистрировался как автомобиль коммерческого назначения. Это существенным образом увеличило число покупателей, так как британский налог был весьма высоким, а первые послевоенные годы подавляющее большинство населения Британии, как и Европы в целом, еще не оправилось от последствий войны и старалось экономить.

Ранняя версия 1948 года - лобовое стекло разделено на две части, фары находятся за решеткой радиатора. Эта фотография позже послужила основой для рекламного плаката Tickford Station Wagon (ниже)

​Толчком для разработки первой версии Station Wagon стала автомобильная выставка в Амстердаме в 1948 году, где широкой общественности как раз и был впервые представлен Land Rover. Некоторые посетители выставки спрашивали сотрудников Rover: будет ли в представлена в продаже более комфортабельная версия автомобиля? При этом опция брезентового верха и дополнительного салонного отопителя, за отдельную плату к базовой комплектации, вызывала явные сомнения в получаемой степени комфорта. С таким вопросом, обращались в частности владельцы ряда горных европейских отелей и представители различных коммерческих фирм, работающих в Альпах, горнодобывающих и строительных компаний. А представитель австралийской Australian Snowy Mountains Hydro-Electric Scheme, пообещал сделать предзаказ небольшой партии таких внедорожников, если компания Rover сможет их произвести.

А это рекламный плакат Station Wagon, с фотографией, представленной выше

Поэтому параллельно с выпуском Land Rover Series I в Солихалле пошел процесс по разработке и запуску в производство первой, более комфортабельной модификации внедорожника с жесткой крышей, и уже в октябре 1948 года производитель представил свою новинку на базе Land Rover, под названием Tickford Station Wagon.

Tickford Station Wagon - вид сбоку. автомобиль поздних серий выпуска

​Изменения, главным образом, коснулись салона и кузова автомобиля. Известное кузовное ателье Tickford (поставщик фирм Aston Martin, Lagonda и Rolls-Royce) специально для Land Rover разработало новый вариант закрытого кузова типа «универсал», с деревянным каркасом и внешней алюминиевой обшивкой, поставив его на базу внедорожника Series I. Хотя конечно «новым» его можно было назвать только для Land Rover. Такой вариант производства кузова широко использовался еще в 20-30 годы ХХ века. В заводской документации и рекламных проспектах такой вариант кузова получил наименование Station Wagon.

Рулевая колонка и передняя панель Tickford Station Wagon

Поскольку колесная база осталась прежней (80 дюймов или 2032 мм), относительно короткий кузов имел только 3 двери. Задняя дверь получилась двухстворчатой и открывалась вверх и вниз, при этом нижнюю часть задней двери можно было использовать для погрузки небольших грузов, при этом как платформа для доступа пассажиров в заднюю засть автомобиля, она оказалось не совсем удобной. Внутри Tickford Station Wagon могло поместиться семь пассажиров – трое на индивидуальных креслах переднего ряда и еще 4 человека на двух продольных сиденьях в кузове машины, по два на каждом.

Внутри Tickford Station Wagon могло поместиться семь человек – трое на индивидуальных креслах переднего ряда и еще 4 человека на двух продольных сиденьях в кузове машины, по два на каждом.

​По сравнению со спартанской версией базовой машины, внутреннее оснащение Station Wagon было весьма впечатляющим: мягкие кожаные передние сиденья, штатный обогреватель салона, цельное ветровое стекло (которое, правда, появилась на более поздних версиях машины), оснащенное двумя стеклоочистителями с электроприводом, мягкая внутренняя обивка дверей с боковым карманом, лампа освещения салона, передние двери получили внешние ручки, а стекла на них – форточки для вентиляции. Часть задних окон также сделали выдвижной, для вентиляции задней части кузова

Вид на передние кожаные сиденья Station Wagon - уровень комфорта недоступный в базовой версии Series I

​ Капот и передние крылья остались от базовой машины. Единственным дополнением стала установка запаски на капот автомобиля, которая размещалась металлическом чехле. Двигатель также не претерпел каких-либо изменений – Tickford Station Wagon оснащался стандартным четырехцилиндровым движком Rover Р3, объемом 1595 «кубиков» и мощностью 50 л.с., при 4000 оборотах в мин. В 1950 году его поменяли на чуть более мощный, объем 2 литра (1995 кубиков) Рама, 4-ступенчатая коробка передач, понижающая коробка, с передаточным числом 2,52, также осталась от базовой модели.

Land Rover Series I Station Wagon - музейный экспонат Heritage Motor Centre

С таким кузовом и оснащением машина явно не соответствовала статусу коммерческой техники, поэтому к дополнительной наценке за кузов и опции автомобиля тут-же добавился и транспортный налог. Цена новинки, по сравнению с базовой моделью, возросла до 950 фунтов и это без учета налога! Надо отметить, что средний годовой доход британцев в 1950 году составлял порядка 100 фунтов-стерлингов в год.

Сказать, что продажи Tickford провалились, значит не сказать ничего. Собственно, в самой Великобритании, среди жителей городских пригородов и сельской местности нашлось немногим более пятидесяти энтузиастов, которые купили этот неоднозначный универсал, как говориться «и в лес по жерди и на базар по сельди». 

Музейный экспонат Tickford Station Wagon на ходу, иногда его "выгуливают" для рекламных съемок или крупных выставок. Снимок 2015 года

Мелкие фермеры, которые являлись основными покупателями автомобилей Land Rover, оказались явно неготовыми ни к такой концепции, ни к такому ценнику. Стоимость Tickford Station Wagon оказалась им явно не по карману. Да и потом, перевозить овец или мешки с навозом в кузове от Tickford было, по меньшей мере, странным.

Более состоятельные (чем фермеры) представители британского общества вообще проигнорировали эту машину – поскольку ездили в основном по качественным дорогам, на которых рамная конструкция Land Rover, с относительно слабым двигателем полностью проигрывала в динамике, скорости и маневренности обыкновенным автомобилям.

Так открывались задние двери Tickford Station Wagon - доступ в кузов для пожилых или грузных людей был не совсем удобным

Несмотря на масштабную рекламную кампанию продажи Station Wagon провалились – в Британии, за неполных три года выпуска, было реализовано около 50 внедорожников данной модификации. В целом до конца 1951 года было собран 641 Station Wagon Tickford и почти все из них пошли на экспорт.

За Ла-Маншем, продажи были несколько лучше, но европейский рынок тоже принял новинку весьма и весьма прохладно. Объемы сборки Tickford Station Wagon, по сравнению с базовой моделью, были просто ничтожными, в результате руководство компании приняло решение о сворачивании серийного выпуска данной модификации. До наших дней сохранилось около десятка экземпляров первых Tickford, которые находятся в различных музеях и у частных коллекционеров.

Изменений в конструкцию Tickford, за недолгий срок серийного производства, было внесено совсем немного – у первых машин передние фары находились за радиаторной решеткой, потом стали устанавливаться поверх решетки радиатора, что видно из представленных фотографий. В начале 1949 года на Tickford стали устанавливать цельное лобовое стекло, неразделенное центральной перегородкой, а также изменили схему окраски автомобиля. Машины первой партии были полностью покрашены в светло зеленый цвет. Уже в 49 году автомобили стали красить в два цвета: светло-зеленый верх, а также алюминиевые детали кузова на деревянном каркасе, и темно-зеленый низ и капот автомобиля. А с 1950 года все Tickford получили стандартную темно-зеленую (в буквальном переводе «медно-зеленую») покраску всего кузова внедорожника. Каких-либо иных изменений в конструкцию больше не вносилось. 

Вид на приборную панель и ручки переключения КПП, понижающих передачи и подключения полного привода

Британцы с трепетом (достойным уважения, кстати) относятся к своей истории. Поэтому неудивительно, что некоторые британские историки автомобильной техники, специалисты и коллекционеры считают Tickford чуть ли не гениальной задумкой Мориса Уилкса (Maurice Wilks, шеф-дизайнер компании Rover), которая опередила свое время, имея ввиду будущий оглушительный успех Range Rover. Однако эта версия является весьма натянутой, если не сказать больше – сомнительной. Очевидно, что в компании Rover, создавая модификацию Tickford Station Wagon, изначально попытались «малой кровью» расширить клиентский сегмент своей продукции, включить в него не только фермеров и мелких коммерсантов, но относительно состоятельных горожан в лице «среднего класса». Однако реализовать эту идею базе коммерческого внедорожника (или «помощника фермера», как утверждала реклама про Land Rover Series I), было просто невозможно. Как невозможно было сделать аристократом крестьянина, надев ему смокинг поверх рабочих штанов, заправленных в сапоги.

Напоследок, небольшой видеоролик Station Wagon Tickford. Машина выпуска 1950 года, представленная на видео, одна из тех немногих машин, которые были куплены в Великобритании. Она была полностью восстановлена и в 2016 году предлагалась с торгов со стартовой ценой в 35 тысяч фунтов стерлингов.