Карелия за 72 часа.

Во второй половине XVII века шведы заложили на мраморной горе каменоломни, в которых стали понемногу добывать мрамор для жжения строительной извести. Этот факт до недавнего времени был неизвестен, и по официальной версии считалось, что Рускеальское месторождение мрамора было открыто только в 1760-тые годы Сердобольским пастором Алопеусом. 

В библиотеке картографии Санкт-Петербурга среди «Собраний карт главнейших шведских баталий» обнаружили интересную карту на шведском языке , датированную между 1718 и 1730 годами. На этой карте была показана новая граница между Россией и Швецией, установленная по Ништадскому миру в 1721 году. Тогда рубеж двух государств проходил всего в нескольких километрах к западу от Рускеала. На карте в районе мраморной горы было нарисовано три маленьких кружочка с надписью Marmorbrottet (мраморная каменоломня)

На основании доклада графа Брюса, 19 января 1768 года императрица Екатерина II подписала указ Сената: «Об изготовлении мрамора и дикого камня на строение Исаакиевской церкви в Кексгольмском уезде погостах Сердобольском и Рускеальском с устройством там шлифовальных мельниц».
После этого указа дело получило развитие и начали поступать госзаказы.
Заготовленные «штуки» (блоки) мрамора весом от 7 до 16 тонн зимой грузили на специально сделанные из березовых стволов и обитые железом сани, в которые впрягалось десяток-другой лошадей, и везли в течение двух-трёх дней по дороге тридцать верст до пристани в Хелюля, где оставляли до весны. С наступлением навигации сюда из Санкт-Петербурга приходили парусные корабли (галиоты) с продуктами. На обратном пути они загружались мрамором и отправлялись по Ладожскому озеру до столицы.

Вторую половину XVIII и начало XIX века можно без преувеличения назвать эпохой рускеальского мрамора. Этот благородный пепельный камень украсил Орловские ворота (Царское село),Римские фонтаны (Петергоф), колонны Гатчинского дворца,Чесменский обелиск (Гатчина), фасад Михайловского замка и другие. Самое известное здание, в отделке которого использовался рускеальский мрамор, — Исаакиевский собор.

Во второй половине XIX века столичные архитекторы начали проектировать гранит и мрамор стал выходить из моды. Активная добыча мрамора в Рускеале прекратилась. В 1896 году месторождение арендовали финны: построили мраморно-известковый завод и производили мраморную крошку, а ей, в свою очередь, штукатурили стены и заливали полы. 

Производство закрылось с началом Советско-финской войны 1939–1940 годов. В этот момент глубина карьера до 200 м в вниз уже достигла уровня грунтовых вод. Мраморные карьеры были затоплены. По одной версии — финнами, по другой — советской авиацией.
Когда карьер затопило – воду не было кому откачивать.
Во время затопления в Мраморном каньоне осталась вся производственная теxника - трактора и машины.

Дальше мы по туристической тропе пошли на блочный "Итальянский карьер". В советское время для добычи мрамора здесь начали применять станки итальянского производства. Здесь был добыт последний на территории парка мрамор.

В конце 1970-х и начале 1980-х годов мрамор блочного карьера пошел на облицовку подземных залов станций метро «Приморская» и «Ладожская» в Ленинграде, а также, на украшение мемориала Брестской крепости.

Нам повезло. Мы увидели уже реставрированные и отмытые от "граффитти" мраморные стены.

Рускеала (от карельского reskea — «коричневый, бурый») — небольшое село в Северном Приладожье. Оно легко затерялось бы на карте, если бы не уникальная природа и славная история.
Два часа ночи. Очень светло. "Волнистий" совершенно спокойный.

Два часа ночи. Очень светло. "Волнистий" совершенно спокойный

 Выспались до обеда.

Анонс! Маршрут для подготовленных дефов
Анонс Карьер-пати 3
 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
26.04.2024

By accepting you will be accessing a service provided by a third-party external to https://defenderclub.ru/