Подписаться
Приветствую клубни. Что-то давно не было обновлений в теме по истории Land Rover У меня накопилось достаточно много разных материалов для наполнения сайта, однако пока не хватает времени для их систематизации. Поэтому различные куски буду выкладывать тут, на форуме. Для начала – “Розовая пантера”, сегодня, как никак 8 марта :silly:

[color=#ff00ff]Land Rover 109 Pink Panther[/color]

Пожалуй самым известным военным автомобилем среди всех машин специального назначения, сконструированными британскими конструкторами в Солихалле, является Land Rover 109 Pink Panther (Розовая Пантера). Этот внедорожник был разработан в 1968 году на базе модификации LR Series IIA, с колесной базой 109 дюймов. Название «Pink Panther», не является официальным – автомобиль получил это прозвище за характерную окраску (но об этом чуть позже). Собственно, официальное название этой машины в британской армии - LR 109 Rover-11 (FV-18064). Цифры с скобках означали военный индекс (спецификацию) внедорожника.

SAS_Foto_01.jpg
[color=#0000ff]Фото 1.[/color] Восстановленный LR Pink Panther на военно-историческом автомобильном шоу. На снимке хорошо видны два пулемета GPMG Гочкис (калибр 7,62 мм) на передней и задней турели машины, а также два прожектора. Снимок 2007 года.

LR 109 Rover-11 (FV-18064) был разработан специально для британских спецназовцев – подразделений SAS (Special Air Service), буквально – Специальная Воздушная Служба.
Основной боевой единицей SAS является 22 полк спецназовцев (общей численностью около 300 человек).
Интересная справочная информация о SAS находится по этой ссылке: History SAS

По сравнению с гражданскими автомобилями Series IIA этот внедорожник имел весьма серьезные отличия. Раму машины значительно усилили, равно как и рессорную подвеску – путем добавления дополнительных листов. На автомобили полностью отсутствовала крыша, боковые двери и ветровое стекло, чтобы иметь возможность быстро покинуть машину и не ограничивать сектора обстрела бортовых пулеметов и личного стрелкового оружия экипажа.

SAS_Foto_02.jpg
[color=#0000ff]Фото 2. [/color]LR Pink Panther - в профиль. На снимке видна боковая укладка ЗИПа, шансового инструмента и крепления сенд-траков.

В данном автомобиле установили целых четыре штатных топливных бака (два основных и два дополнительных), общим объемом 100 галлонов (или чуть более 450 литров (!)), машина также получила рулевой демпфер и специальные покрышки (на 16-ти дюймовых дисках), с низким удельным давлением на грунт, приспособленные для езды по пескам. Запас хода с использованием всех четырех топливных баков и дополнительных канистр в укладке составлял почти 1800 км. Внедорожник комплектовался двумя запасками, одна из которых крепилась на переднем бампере, а вторая размещалась в грузовом отсеке.

SAS_Foto_03.jpg
[color=#0000ff]Фото 3.[/color] Еще один снимок LR Pink Panther с выставки военных автомобилей. На фото хорошо виден способ крепления передней запаски. Слева от запасного колеса – одна из пусковых установок для дымовых шашек.


По сравнению с гражданскими серийными машинами была полностью переработана внутренняя компоновка автомобиля – в передней и задней части машины оборудованы два места для стрелков, оснащенные пулеметными турелями (с возможностью ведения одновременного огня из двух пулеметов), за передними сиденьями разместили укладку переносного ПТУР, в грузовом отсеке размещались с заднего борта машины была смонтирована специальная грузовая платформа для размещения инструментов, запасов воды, продовольствия и специального оборудования.

SAS_Foto_4.jpg
[color=#0000ff]Фото 4.[/color] Место водителя LR Pink Panther. За рулевым колесом расположен передний прожектор, слева – пулеметная турель. Рядом с турелью находится ящик для сброса отстрелянных гильз. Обратите внимание, что на турели установлен муляж пулемета. Автомобильный музей Великобритании.

Теперь по поводу окраски машины: если кто вдруг подумал, что автомобиль покрасили в розовый цвет в угоду британским геям, служившим в SAS, то это не так. Во-первых, толерантность армейского командования в те времена была несколько иной и геев на военную службу в странах НАТО не брали (тем более в спецназ), а во-вторых, как оказалось, такой камуфляж отлично подходил для маскировки автомобиля в юго-восточной части Аравийского полуострова. В конце 60-х годов коммандос 22 полка SAS дислоцировались в Омане, где несли службу по охране британских аэродромов, военных баз и осуществляли патрулирование местности. Эта окраска хорошо скрадывала автомобиль в песках, особенно в рассветные часы и на закате. За такой камуфляж британские спецназовцы окрестили внедорожник «розовой пантерой». Эта кличка быстро приклеилась к машине и позже стала ее нарицательным названием.
Правда не все машины серии были окрашены в розовые цвета. Часть получила LR 109 Rover-11 получила стандартную черно-зеленую окраску, используемую для покраски британской военной техники в метрополии. Кроме этого, еще полтора десятка автомобилей были перекрашены в данную схему камуфляжа после завершения миссии SAS в Омане.

SAS_Foto_05.JPG
[color=#0000ff]Фото 5.[/color] LR 109 Rover-11 Pink Panther в черно-зеленой камуфлированной окраске.

Автомобиль получил рядный 4-х цилиндровый бензиновый движок, объемом 2,25 л. Специально для LR 109 Rover-11 Pink Panther его форсировали, повысив мощность с 68 до 77 л.с. Коробка передач механическая, четырех-ступенчатая, с синхронизаторами 3 и 4 скоростей. Максимальная скорость автомобиля составляла 100 км/ч (крейсерская – 70 км/ч). МКПП, как и раздатка были стандартные, такие же устанавливались на серийные LR Series IIA. Полный привод был подключаемым.
Основное вооружение внедорожника состояло из двух 7,62 мм GPMG пулеметов Гочкис, установленных на специальных турелях, оснащенных зарядными ящиками, в каждый из которых помещалось 300 патронов в лентах. Возимый боезапас составлял 1800 патронов.

SAS_Foto_06.jpg
[color=#0000ff]Фото 6. [/color]7,62 мм пулемет GPMG Гочкис. Обратите внимание на спусковое устройство пулеметной турели – два спусковых крючка на рукоятках турели (для двух рук) соединены специальным приводом со спусковым крючком пулемета. В случае необходимости, каждый из пулеметов мог быть быстро снят с турелей.

Кроме этого, в специальной укладке за передними сиденьями машины находился ручной реактивный противотанковый гранатомет Carl Gustav, калибра 84 мм, с тремя запасными ракетами.

SAS_Foto_07.jpg
[color=#0000ff]Фото 7.[/color] Расчехленный 84 мм РПГ Carl Gustav. Гранатомет размещался за передними сиденьями автомобиля. Между сиденьями находится коротковолновая радиостанция.

Ручное стрелковое оружие экипажа (7,62 мм автоматические винтовки) находились в специальных коробах на передних крыльях машины. Такая укладка подразумевала возможность быстрого доступа к личному стрелковому оружию.

SAS_Foto_08.JPG
[color=#0000ff]Фото 8.[/color] Боковая укладка для личного стрелкового оружия экипажа. Автоматические винтовки находились в коробах готовыми к стрельбе, с полностью снаряженными магазинами. Для открытия огня бойцу необходимо было отстегнуть крепеж, вытащить винтовку и дослать патрон в патронник.

[color=#0000ff]ЗЫ: Продолжение следует. Сегодня достучу на клавишах вторую часть…
[/color]
08.03.2012 05:50
·
#1909
С интересом прочитал. Спасибо.
08.03.2012 16:43
·
#1910
:P Моя любимая карикатура про розовую пантеру. Нарисовал спортсмен которого зовут Мишель.
rp.png


pinkpanther0201.jpg
Фотографии коллекционной пантеры на другой выставке.Владелец снарядил и спецназовца SAS.
PICT0114.jpg
12.03.2012 01:43
·
#1911
Обещанное продолжение…

Остановились вроде на вооружении машины. Еще два снимка пулеметных установок внедорожника:

SAS_Foto_09.JPG
[color=#0000ff]Фото 9[/color] Передняя пулеметная установка. На турели модифицированный Гочкис – изменен приклад пулемета, на ствол установлен пламегаситель. Справа от пулемета ящик для сброса стрелянных гильз

SAS_Foto_10.JPG
[color=#0000ff]Фото 10[/color] Хороший снимок кормовой пулеметной установки. На фото отлично виден зарядный ящик с патронами (слева) для ленточного питания пулемета и ящик для сброса отстрелянных гильз (справа от пулемета).

Кроме двух пулеметов, РПГ и коробов для личного стрелкового оружия на LR 109 Rover-11 Pink Panther были установлены четыре пусковые устройства для постановки дымовой завесы. Установки (по 3 дымовые шашки в каждой) монтировались на переднем бампере машины, а также в задней части грузового отсека.

SAS_Foto_11.JPG
[color=#0000ff]Фото 11[/color] Кормовая установка для отстрела дымовых шашек

Внедорожник был оснащен двумя радиостанциями, одна из которых была коротковолновой.

SAS_Foto_12.JPG
[color=#0000ff]Фото 12[/color] Одна из радиостанций (на снимке) находилась между передними сиденьями экипажа. На ящике для рации висит армейский сигнальный фонарь. Вторая рация находилась за сиденьем водителя

В качестве средств навигации на автомобиле были установлены два солнечных компаса оригинальной конструкции. Один из них находился на передней панели, второй крепился на дополнительном топливном баке, за сиденьем водителя.

SAS_Foto_13.JPG
[color=#0000ff]Фото 13 [/color]Передний солнечный компас в развернутом положении. Крепеж устройства предполагал возможность складывания компаса в походном положении.

SAS_Foto_14.JPG
[color=#0000ff]Фото 14[/color] Передний компас – общий план

SAS_Foto_15.JPG
[color=#0000ff]Фото 15[/color] Крепление второго компаса на топливном баке за водителем (слева от сиденья заднего стрелка)

На автомобиле было установлено два аккумулятора. Напряжение бортовой сети составляло 12 вольт. Фары освящения традиционно для LR Series IIA находились на передней панели моторного отсека – между Т-образной радиаторной решеткой. На внедорожнике дополнительно устанавливалось два мощных прожектора – в передней части автомобиля и в грузовом отсеке.

SAS_Foto_16.JPG
[color=#0000ff]Фото 16[/color] Снимок кормового прожектора

Всего было изготовлено 72 автомобиля LR Pink Panther, почти все из которых поступили на вооружение 22 полка SAS. В начале 1969 года машины отправили в Оман, где они приняли участие в боевых действиях против повстанцев так называемого Национального демократического фронта освобождения Омана, в ходе локального конфликта в провинции Дофар (The war in Dhofar, 1962-1976 гг)

Продолжение (как всегда) следует…
12.03.2012 15:18
·
#1912
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

Война в Дофаре. Историческая справка.
[color=#0000bb]Решил дать текстовку об этом локальном конфликте, поскольку к своему удивлению ничего о нем не знал.
Уверен, что не ошибусь, если скажу что о нем мало кто знает...[/color]


Султанат Оман находился под британским протекторатом с 1853 года. С 1932 года страной правил султан Саид бен Теймур. Поскольку его страна фактически являлась британской колонией, власть султана была значительно ограничена, и, по сути, представляла собой что-то типа местного самоуправления. Провинция Дофар была самой крупной в Омане и находилась на южном побережье Аравийского полуострова, на границе с Йеменом. В 1962 году местный племенной шейх Муссалим ибн Нафл (язык сломаешь!) создал организацию «Фронт освобождения Дофара» (ФОД) и поднял вооруженный мятеж. Целями ФОД являлось отделение Дофара от Омана, а также изгнание британцев. Поначалу повстанцам оружием и транспортом помогала Саудовская Аравия (последняя ранее уступила Оману несколько оазисов в результате пограничного конфликта). В 62 году повстанцы совершили нападение на британскую авиабазу в городе Салала – административном центре Дофара, а также ряд нападений на полицейские подразделения и представителей британской администрации. В 64 году в Дофаре нашли богатые месторождения нефти и повстанцы ФОД начали нападать на строящиеся нефтяные вышки. В ответ шейх Омана развернул картельные операции против местного населения, поддерживающего ФОД – в местных кишлаках проводились зачистки, разрушались дома сторонников (и не сторонников) ФОД, взрывались колодцы. Части правительственных войск и полиции поддерживала британская авиация.
Новый виток конфликта произошел в 67 году – после окончания шестидневной войны и вывода британских войск из Адена. После получения независимости на территории Йемена были открыты лагеря для подготовки ФОД, а вооруженные старыми британскими винтовками повстанцы наконец-то получили не только ППШ и китайские АК-47, но и тяжелое вооружение – пулеметы (включая крупнокалиберные ДШК), минометы и даже несколько ракетных установок типа «Катюша». Тогда же произошла смена власти в ФОД – шейха ибн Нафла тихо отправили в отставку, а руководство в ФОД заняли левые радикалы, поддержку которым оказал не только Йемен, но и Китай. Политическая платформа ФОД была весьма причудлива – некая смесь марксизма и арабского национализма. Идеи автономии были забыты, повстанцы поставили цель захватить всю страну, а сам ФОД в 68 году был переименован в «Народный фронт освобождения Омана и Персидского залива» (для удобства, я и дальше буду использовать аббревиатуру «ФОД»).
Все это не замедлило сказаться на интенсивности боевых действий – к началу 69 года повстанцы ФОД наводнили Дофар и перерезали единственную дорогу из провинции на север страны. В августе того же года им удалось захватить город Ракфул и одноименный округ Дофара. При этом были разбиты несколько частей правительственных войск и полиции. В начале 70 года вооруженные столкновения перекинулись и север страны, где ФОД несколько раз атаковал правительственные армейские части. Для султана Омана и британской администрации наступили «критические дни».
В ответ в Оман были переброшены две роты (В и G) 22 полка SAS (оснащенные, в т.ч. новыми LR Pink Panther), а также британской морской пехоты, была усилена авиация (английская, естественно). Кроме того, при поддержке англичан 23 июля 1970 года был совершен дворцовый переворот – старого султана Саид бен Теймура мочить не стали, а просто отправили на отдых, в отставку. На престол взошел его 29-ти летний сын – Кабун бен Саид, окончивший Оксфордский универ и Королевскую военную академию в Сандхёрсте.

WAR03.jpg
[color=#0000ff]Фото 17[/color] Новый султан Омана дает пресс-конференцию

Новый султан, при поддержке британской администрации, развил кипучую деятельность, предложив глобальный план реформирования страны. Он объявил амнистию всем бойцам ФОД, сложившим оружие, а часть доходов от продажи нефти стал отправлять на социальное развитие и помощь населению. В Дофар были отправлены британские военные инженеры, которые помогали стоить больницы, школы, колодцы (последнее было очень актуально для местных – на территории Омана почти нет рек и пресных водоемов). Была развернута широкая пропагандистская кампания, для чего населению массово раздавались японские радиоприемники, а на рынках и в магазинах начали транслировать правительственные передачи. Параллельно началась реформа правительственной армии – ее численность увеличилась, части получили новую униформу, стрелковое оружие (автоматические винтовки и пулеметы), тяжелое вооружение и британских инструкторов.
В Дофаре были организованы силы местной самообороны – иррегулярные части SEP (Surrendered Enemy Personnel). Во многом они состояли из воспользовавшихся амнистией повстанцев, которым при переходе на сторону правительства не только сохраняли оружие и выдавали новую униформу, но и платили весьма неплохие деньги.

WAR06.jpg
[color=#0000ff]Фото 18[/color] Местные моджахеды. Снимок бойцов SEP (частей самообороны) дезертировавших из ФОД и перешедших на сторону правительства

Первый успех новая политика принесла в октябре 1971 года во время проведения операции «Ягуар».
Целью операции являлось овладение восточным горным районом провинции Дофар, закрепление и установка постоянным баз в горах. Это было необходимо для того, чтобы перерезать коммуникации ФОД с их лагерями на территории Йемена. Для операции привлекались роты «В» и «G» SAS, один батальон регулярных войск и 5 отрядов SEP. Все это под общим командованием подполковника «Королевских ирландских рейнжеров» Джонни Уотса.
По плану большая часть сил направлялась в горный массив с севера, небольшая часть сил (САСовцы под командованием Шона Брогана) нападала с востока отсекая тыл повстанцев.
Броган со своей группой относительно благополучно продвигался по предгорьям периодически подвергаясь обстрелам с больших дистанций. На третью ночь операции британские коммандос вышли на небольшую базу повстанцев и атаковав ее захватили. С утра они подверглись сильному обстрелу и контратакам ФОД.
Вскоре две группы SAS встретились и заняли позицию на холме, получившем название холм «Котлета», а к холму стянулись основные силы повстанцев. Бой за этот холм продолжался четверо суток, они отбили более 40 атак.
Несколько раз SAS вызывали воздушные удары по окрестностям холма. Во многом, использование авиации решило исход боя. Против английских ВВС у ФОД не было средств поражения, кроме стрелкового оружия и нескольких ДШК.
Постепенно очищая горный массив SAS заняли все ключевые точки на которых были построены мини-крепости с гарнизоном от взвода до роты при поддержке минометов с патрулированием между ними. Широко применялось минирование и устраивались засады.

WAR01.jpg
[color=#0000ff]Фото 19[/color] Британские коммандос отражают ночную атаку повстанцев ФОД, обстреливая подступы к своим позициям из 81 мм минометов

Постепенно все бои сводились к контролю за высоты в местных горах, повстанцы поняв что в ближнем бою ловить им нечего перешли к беспокоящему обстрелу издалека и снайперским засадам. Но и SAS эти бои дались тяжело, было много потерь. Известен случай когда командир роты «В» Ричард Пири отказался вести в атаку своих людей и только угроза Уотса о немедленном увольнении заставила его идти в бой.
К лету 1972 года почти все повстанцы покинули горы восточного района провинции Дофар.
В том же году султанат Оман получил независимость от Британии.
Повстанцы ФОД попытались провести «операцию возмездия» - для чего силами до 250 бойцов атаковали город Мирбат. Им удалось уничтожить пост полевой жандармерии и войти в город. Они окружили старый форт, в котором находился отряд САСовцев. В результате боя, который продолжался несколько часов, повстанцев отбросили от города. Опять решающим фактором выступила поддержка с воздуха – британские вертолеты и самолеты практически безнаказанно расстреливали силы ФОД вокруг форта.

WAR08.jpg
[color=#0000ff]Фото 20[/color] Военную победу над повстанцами обеспечили два фактора: на земле участие в боевых действиях подразделений SAS и полное господство в воздухе британской авиации и ВВС Омана. На снимке - главная ударная сила против ФОД - британский штурмовик Strikemaster

Эта была последняя крупная вылазка ФОД. С одной стороны, в результате операции Ягуар их связь и каналы получения оружия из Йемена была существенно подорваны, с другой – возымела действие грамотная политика нового султана и объявленная им амнистия, с фактической «перекупкой» части повстанцев.

WAR02.jpg
[color=#0000ff]Фото 21 [/color]Двое пленных повстанцев ФОД. Снимок 1974 года

В конце 74, начале 75 гг, правительственные войска, совместно с SAS и группами SEP проводят операции в западных районах по зачистке и поиску складов в местных пещерах.
В сентябре того же года патруль SAS на LR Pink Panther отправился на поиски и нейтрализацию установки «Катюша». Позицию засекли, но в результате ближнего боя один коммандос был убит, а ее двое тяжело ранены (в шею и позвоночник).
Последний бой с организованной группой повстанцев состоялся в декабре 75 года.
Их основные силы были рассеяны или уничтожены.
В ходе войны погибли 22 британских солдата и офицера, ее 55 получили ранения. Данных о потерях правительственных войск мне найти не удалось, а потери ФОД и гражданского населения (как я понял) никто не считал. Есть только цифра о двух тысячах человек, которые сдались в плен или воспользовались султановской амнистией (более 800 бойцов).

WAR09.jpg
[color=#0000ff]Фото 22[/color] Патруль SAS на LR Pink Panther в Салале. По другой версии этот снимок с одной из военно-исторических выставок в Британии (в инете нашел это фото с двумя разными подписями)

WAR04.jpg
[color=#0000ff]Фото 23[/color] А вот это - точно Оман. На фото противоминная разведка подразделения Королевской морской пехоты. правда на снимке не Розовая Пантера, а LR Series II, с базой 88 дюймов.

LR Pink Panther активно использовались в конфликте 22 полком SAS для патрулирования, дальней разведки, охраны британских баз и аэродромов, а также для зачистки ряда населенных пунктов. Данные о потерях и/или повреждениях внедорожников в Инете мне найти также не удалось.

Продолжение следует...
19.03.2012 14:34
·
#1913
Видео-ролик об оснащении LR 109 SAS Pink Panther:


Видео с одного из милитари-шоу в Британии. LR 109 SAS Pink Panther открывает демонстрационную часть.
  • Страница :
  • 1
На это сообщение еще не было создано никаких ответов.
Будьте первым, кто ответит на него.