Решил поделится своим отчетом о поездки с Омским клубом omsk4x4 в Туву летом 2013!
Поездка в Туву планировалась с марта 2013 года: не спеша подготавливались машины, подбиралась команда, оформлялись разрешительные документы на проезд по приграничным территориям. Большое спасибо организаторам Инне и Денису, которые потратили время взяв на себя всю организационную работу.
(Как нам показалось, когда мы проезжали по Туве, название ТЫва используется исключительно совместно со словом "республика". На карте приобретенной в Кызыле наблюдается тоже самое).
И 30 июня 2013 года в 10 утра мы, в составе трех машин, выехали из Омска в направлении Тувы.
Общая схема движения по маршруту Тува - 2013.

Заезд
В Республику Тыва мы спланировали заехать через Алтай: по трассе М52 до поселка Кош-Агач, а далее на перевал Бугузун.
Маршрут Туэкта - Кош-Агач - перевал Бугузун

30.06.2013 Омск - Кулунда.
01.07.2013 Кулунда - Усть-Кан
02.07.2013 Усть-Кан - Кош-Агач - перевал Бугузун.
Итого от Туэкты до Кош-Агача проехали 280 км за 5ч30мин.
От Кош-Агача до перевала Бугузун расстояние 80 км преодолели за 3ч30мин.

Брод через реку Бугузун. Инна зашла в воду первой и единственной и провела весь конвой на другой берег. Ушла с берега последней. Для собственной переправы она не использовала защитных средств. Вероятно ее внутренний мир на столько богат что его энергия согревала ее на протяжении всего маршрута.



Подъем на перевал Бугузун идет по руслу реки Бугузун

Какой мог бы быть хороший кадр потрать на выбор композиции чуть больше времени, но что вышло то вышло. Сие есть перевал Бугузун! Перевал с который открыл перед нами просторы Тувы.
Стоянка за перевалом Бугузун:

Вечер до установки палаток

Утро после сборов перед стартом



Тува
Маршрут перевал Бугузун - озеро Хиндиктиг-Холь 03.07.2013г.
Перевал Бугузун - вдоль реки Джеты-Тей (Гетедей) - мост через приток р. Моген-Бурен (Могун-Бурсы) рядом с озером Ак-Куль - озеро Ак-Куль - мост через р. Моген-Бурен (Могун-Бурсы) - вдоль р. Дуруг-Су - перевал 2426.8м - озеро Хиндиктиг-Холь (Кындыкты-Куль) - верховое болото 6км - перевальчик - стоянка на склоне в районе слияния рек Каргы и Кара-Су в урочище Хопчугдуг-Хову.






Мосты возле озера Ак-Куль:





После моста у нас была встреча с местным жителем. Его жилище стояло не далек от моста и эту землю он считал своим домом. Попросил не снимать, но прямых требований не выдвигал. Намекал на то что зря мы тут проезжаем и что мы еще встретимся сегодня, но встречи не произошло. Это был единственный местный, который встретил нас не добрым взглядом и недобрым словом. Остальные тувинцы с которыми нам довелось пообщаться были настроены доброжелательно, иногда даже очень. Чем ближе к Кызылу тем добрее и задушевнее становились люди. Вероятно горы, удаленность от цивилизации придают людям суровый вид. Теперь я думаю что возможно нам нужно было напросится к человеку в гости, может быть в душе он и хотел быть гостеприимным, но суровая жизнь сделала его суровым парнем.

Итого за день пройдено 70км за 13ч30мин.
На преодоление 5-ти км верхового болота возле озера Хиндик-Тиг-Холь потрачено 5 часов! Дневка на Хиндиктиг-Холе прошла успешно
Краткие зарисовки...
Заплыв по озеру Хиндиктиг-Холь:
http://youtu.be/DlW9sAT3TVU
Проход снят с берега на Nikon D7000 18-105
http://youtu.be/0x3fJbW-fM4?t=3m30s
Проход снят с Дефа на регистратор. Видео идет с 3:30. В начале видео осмотр подводного мира озера командой штурманов и подготовка к съемке.
"Дневка" на верховом болоте озера Хиндиктиг-Холь:
http://youtu.be/Ko-ymOkK-xE

Подледный мир Хиндиктиг-Холь













Стоянка на склоне в районе слияния рек Каргы и Кара-Су в урочище Хопчугдуг-Хову:






04.07.2013г.
Урочище Хопчугдуг-Хову - брод через р.Каргы - Мугур-Аксы - перевал 2120м - перевал Коге-Дава 2373м - перевал Арзайту 2222.4м - Саглы - перевал 1811м - стоянка на речке Хорумнуг-Ой.

Итого за день пройдено 165км за 9 часов.
Максимальный угол подъема 25.6 градусов.
Максимальный уклон съезда 23.7 градусов.
Суммарный подъем 4023м.
Суммарный спуск 4530м.
Урочище Хопчугдуг-Хову:





Мугур-Аксы. Заправка соляркой - sicret Совершенно секретно!
Солярка в Мугур-Аксы есть, но... не там где мы привыкли ее покупать. На АЗС есть любой бензин, а солярки нет. А есть она вот за этим забором:

Чтобы "кто ненадо" не понял, а путник на дизельном авто нашел это место, используя дедуктивный метод, подскажу - через дорогу хлебопекарня:

А дальше сплошные горы, ущелья и перевалы. За весь день встретили десяток машин. Населенных пунктов нет. Но при этом нельзя сказать, что народа нет - есть, но только пастухи. Внимание на проезжающих никто не обращает - видно, что в отличие от района озера Хиндиктиг-Холь, здесь народ цивилизованный. Дорога везде хорошая, отсыпанная, грейдированная без выбоин:





Стоянка возле речки Хорумнуг-Ой:





05.07.2013г.
Речка Хорумнуг-Ой (район между Саглы и Хандагайты) - Хандагайты - пограничная застава Дус-Даг (бывший Торгалыг) - вид на озеро Убсу-Нур - дорога вдоль границы Россия-Монголия - стоянка недоезжая Берт-Даг.

Итого за день пройдено 275км за 10 часов.
Суммарный подъем 4260м.
Суммарный спуск 5198м.
А ведь изначально, дорогу от Мунгуp-Аксы, а точнее от озера Хиндиктиг-Холь, до Самагалтай мы планировали проехать за один день - всего-то ничего - 500км

Район Хандагайты

Район Хандагайты

Слева в дали на горе видна дорога на перевал по которой мы поедим. Видите? А она есть.

Район Хандагайты

Это самое начало перевала

Карабкаемся на перевал

Перевал все еще впереди

Главное в путешествии - хорошее настроение!

Это фото снято с места о котором написано на несколько фотографий выше

Восхождение продолжается ...

На перевале

Спуск с перевала высотой 2347 метров

За перевалом появляется жизнь

границы ключ переломлен пополам ...
Следуя вдоль государственной границы Россия-Монголия на расстоянии 50 метров мы размышляли: ну, когда же, наконец, появятся пограничники? Степь, на сколько хватало обзора, была абсолютно тихой и пустой: никаких машин, вышек, КПП и т.п. У нас даже закралось сомнение, что за нами следят
Но оно оказалось напрасным: в районе бывшей деревни Торгалыг расположилась пограничная застава Дус-Даг, и сразу за мостом в кустах нас поджидал пограничный УАЗик с дежурным. А еще через пару минут подъехал начальниу заставы. Наконец-то
наши пропуска проверили, всех переписали в журнальчик и отпустили. Начальник заставы даже хотел дать номер своего мобильного, на случай если с нами что-то случится. Мы даже обалдели
Но когда узнал, что мы собираемся заночевать под Самагалтай, то передумал, потому что там уже будет не его епархия, так сказать: "пост сдал - пост принял". И мы поехали дальше.

За этим мостом нас ждали пограничники

Приграничный городок
Только мы выехали от пограничников, как начался жуткий ливень с грозой:

Ливень с грозой и молниями в землю на совершенно ровной и бесконечной степи

Спускаем флаги! Нам немного очково
Говорят на ютюбе есть видео сгорающей от молнии машины

Уходим ...
Это единственное место с которого открывается чудесный вид на озеро Убсу-Нур

Вид на озеро Убсу-Нур и грибного Дефа

А вот и радуга-дуга! Где-то в дали все еще идет дождь. Скорее всего это уже другой дождь до которого мы еще не добрались.

Вид на озеро Убсу-Нур. Где-то там вдали монгольская группа.


Вид на озеро Убсу-Нур бесконечен
Абсолютно случайно мы обнаружили, что багажник ЛэндРовера почти полностью открутился. Как он не улетел - загадка
8)
Если внимательно посмотреть на фото то можно заметить что дует очень сильный ветер. На ногах удержаться можно, но для этого нужно прикладывать определенные усилия. Тут у нс прошла еще одна встреча с погранцами, которые приехали к нам на перехват, убедились в том что у нас все хорошо и по быстрому свалили не выходя до ветру.

Все дружно прикручивают багажник к Дефу. Надо бы его переделать
На всякий случай решили проверить крепления багажника на Мистрале:

Денис и Артем выравнивают багажник на Мистрале, он тоже не терял время и искал выход с крыши. Много километровый грейдер дал о себе знать
А дальше долгая дорога по абсолютно плоской степи:

Иногда грейдер становился настолько не выносим что легче было ехать по обычному грунту
Ехали мы ехали, но так никуда и не приехали. Свернули у первых кустиков встреченных в степи, растущих вдоль русла временно пересохшей реки. Уже темнело, обычно мы вставали засветло. Стоянка возле пересохшего русла речки, не доезжая Берт-Даг:



Утро в русле

Утро в русле

Утро в русле

Утро в русле

Утро в русле

Завтра из пищухи

Завтра из пищухи
06.07.2013г.
Берт-Даг - Самагалтай - Балгазын - Дерзиг-Аксы (паром) - Бояровка - стоянка где-то в горах.

Итого за день пройдено 258км за 9 часов.
В Самагалтае солярки небыло тоже, но мы не стали ее "искать"
. В Дифендер залили 20 литров из канистры, и то на всякий случай ибо бак 60л, Мистраль и Таракан поехал дальше без заправки, но у них и баки около 85л.

Было

И вдруг стало так
Уже через 67км хорошей новой асфальтированной дороги был Балгазын, где солярка была на всех заправках. Там и заправились. Правда отсекателей нигде нет и наливают только кратно 10, т.е. 10л, 20, 30... и т.д. Прям рулетка какая-то
Свернули в сторону Бояровки. А дальше пошла отсыпанная грейдированная дорога.
В Дерзиг-Аксы переправились на пароме через Малый Енисей, причем днем совершенно бесплатно, а ночью платно

Дорога после Бояровки на Тоора-Хем:


Вы только не подумайте что это наша родная глина. Как и раньше ехать вполне можно на АТ.
Стоянка на ручьях по дороге на Тоджу на свертке с трассы:





07.07.2013г.
Стоянка за Бояровкой - Тоора-Хем - озеро Азас (Тоджа).

Итого за день пройдено 155км за 10 часов.
Дорога на Тоджу:

Видать и тут бывает непросто, но не видать сейчас сезон легкой дороги



Чего это вдруг лед откуда-то? Горы что ли?



Наверно когда-то тут проехать было совсем нельзя. Видно что вокруг хорошие верховые болотины.

Тоора-Хем:

Паром через Большой Енисей

Соляры полно и нам до полного

Тоора-Хем

Они ведь до сих пор не заключили мирный договор с Германией
Дорога Тоора-Хем - озеро Азас:



Кто бы мог подумать что такая дорога приведет на еще советскую базу отдыха где отдыхают люди
08-09.07.2013г.
08.07.2013г. Озеро Азас (Тоджа)- дневка с небольшим переездом.
09.07.2013г. Озеро Азас - Тоора-Хем - Ий - район слияния Большого Енисея с рекой Хамсара.

Итого пройдено 78км за 6 часов.
Покатушки вдоль озера Азас.
Дорога от базы отдыха вдоль озера Азас до начала заповедника Азас:





На въезде в заповедник Азас стояла предупредительная табличка "Проезд запрещен", никаких шлагбаумов небыло, но т.к. мы законопослушные граждане, то решили дальше не ехать. Развернулись, немного отъехали назад и заночевали.


С утра двинулись обратно в сторону Тоора-Хем. По дороге остановились на берегу озера и решили сделать днёвку.




http://youtu.be/Uv7YIt1jhDs
Днёвка на озере Азас:




Рыбалка удалась только тем, кто не брал в поездку рыбные консервы


Оказалось, что мы остановились на "лодочной остановке" местных жителей с противоположного берега. На время, пока они ездили в поселок за продуктами, нам разрешили воспользоваться лодкой. За это мы угостили тувинцев омской сгущенкой

Утром 09.07.2013г. мы выдвинулись в район слияния Большого Енисея с рекой Хамсара.
Мы вернулись назад в Тоора-Хем, оттуда в поселок Ий и далее в сторону поселка Ырбан. По дороге появилось неожиданное препятствие - упавшая береза. Благодаря совместным усилиям дорога была отчищена!


Брод через реку Хамсара в сторону поселка Ырбан в районе слияния Большого Енисея с рекой Хамсара. Здесь мы решили остановиться на ночевку:


Неожиданно в 100 метрах от стоянки нашли медвежьи следы:



И еще некто копытный
А вечером заморосил дождь, который продолжался и на следующее утро...


Жизнь на мгновение замерла

В связи с этим безобидная вчерашняя дорога превратилась в опасный грязевой аттракцион:




10.07.2013г.
Район слияния Большого Енисея с рекой Хамсара - Тоора-Хем - Бояровка - стоянка на Малом Енисее.

Итого за день пройдено 205км за 9 часов.
По дороге на Тоджу и обратно останавливались поесть в единственном и, наверное, поэтому самом известном в этих местах придорожном кафе "Сыынак", что в переводе с тувинского – оленёнок, рожденный от оленухи и лося. Достаточно вкусно и недорого. Кухня обычная. Тут же можно переночевать.

Дорога домой
Маршрут стоянка на Малом Енисее за Бояровкой - Кызыл - Шушенское - Абакан - Знаменка (под Абаканом) 11.07.2013г.
Стоянка на Малом Енисее за Бояровкой - Кызыл - Шушенское - Абакан - Знаменка (под Абаканом).

Итого за день пройдено 620км за 13ч30мин.
12.07.2013г.
Знаменка (под Абаканом) - Новоселово - Шарыпово - Мариинск - Кемерово - Новосибирск - Омск.

Итого за день пройдено Знаменка - Новосибирск 840км за 14 часов + Новосибирск - Омск 650км.
Слайд-шоу на Яндекс.Фотках
Это технический отчет о прохождении маршрута Омск - Алтай - Тува - Хакассия - Омск подготовлен экипажем Дефендера Ольгой и Геннадием (JediG). В отчет не вошли KML GPS треки маршрута. Треки доступны на сайте http://www.poperechnoe.com
Поездка в Туву планировалась с марта 2013 года: не спеша подготавливались машины, подбиралась команда, оформлялись разрешительные документы на проезд по приграничным территориям. Большое спасибо организаторам Инне и Денису, которые потратили время взяв на себя всю организационную работу.
(Как нам показалось, когда мы проезжали по Туве, название ТЫва используется исключительно совместно со словом "республика". На карте приобретенной в Кызыле наблюдается тоже самое).
И 30 июня 2013 года в 10 утра мы, в составе трех машин, выехали из Омска в направлении Тувы.
Общая схема движения по маршруту Тува - 2013.

Заезд
В Республику Тыва мы спланировали заехать через Алтай: по трассе М52 до поселка Кош-Агач, а далее на перевал Бугузун.
Маршрут Туэкта - Кош-Агач - перевал Бугузун

30.06.2013 Омск - Кулунда.
01.07.2013 Кулунда - Усть-Кан
02.07.2013 Усть-Кан - Кош-Агач - перевал Бугузун.
Итого от Туэкты до Кош-Агача проехали 280 км за 5ч30мин.
От Кош-Агача до перевала Бугузун расстояние 80 км преодолели за 3ч30мин.

Брод через реку Бугузун. Инна зашла в воду первой и единственной и провела весь конвой на другой берег. Ушла с берега последней. Для собственной переправы она не использовала защитных средств. Вероятно ее внутренний мир на столько богат что его энергия согревала ее на протяжении всего маршрута.



Подъем на перевал Бугузун идет по руслу реки Бугузун

Какой мог бы быть хороший кадр потрать на выбор композиции чуть больше времени, но что вышло то вышло. Сие есть перевал Бугузун! Перевал с который открыл перед нами просторы Тувы.
Стоянка за перевалом Бугузун:

Вечер до установки палаток

Утро после сборов перед стартом



Тува
Маршрут перевал Бугузун - озеро Хиндиктиг-Холь 03.07.2013г.
Перевал Бугузун - вдоль реки Джеты-Тей (Гетедей) - мост через приток р. Моген-Бурен (Могун-Бурсы) рядом с озером Ак-Куль - озеро Ак-Куль - мост через р. Моген-Бурен (Могун-Бурсы) - вдоль р. Дуруг-Су - перевал 2426.8м - озеро Хиндиктиг-Холь (Кындыкты-Куль) - верховое болото 6км - перевальчик - стоянка на склоне в районе слияния рек Каргы и Кара-Су в урочище Хопчугдуг-Хову.






Мосты возле озера Ак-Куль:





После моста у нас была встреча с местным жителем. Его жилище стояло не далек от моста и эту землю он считал своим домом. Попросил не снимать, но прямых требований не выдвигал. Намекал на то что зря мы тут проезжаем и что мы еще встретимся сегодня, но встречи не произошло. Это был единственный местный, который встретил нас не добрым взглядом и недобрым словом. Остальные тувинцы с которыми нам довелось пообщаться были настроены доброжелательно, иногда даже очень. Чем ближе к Кызылу тем добрее и задушевнее становились люди. Вероятно горы, удаленность от цивилизации придают людям суровый вид. Теперь я думаю что возможно нам нужно было напросится к человеку в гости, может быть в душе он и хотел быть гостеприимным, но суровая жизнь сделала его суровым парнем.

Итого за день пройдено 70км за 13ч30мин.
На преодоление 5-ти км верхового болота возле озера Хиндик-Тиг-Холь потрачено 5 часов! Дневка на Хиндиктиг-Холе прошла успешно

Краткие зарисовки...
Заплыв по озеру Хиндиктиг-Холь:
http://youtu.be/DlW9sAT3TVU
Проход снят с берега на Nikon D7000 18-105
http://youtu.be/0x3fJbW-fM4?t=3m30s
Проход снят с Дефа на регистратор. Видео идет с 3:30. В начале видео осмотр подводного мира озера командой штурманов и подготовка к съемке.
"Дневка" на верховом болоте озера Хиндиктиг-Холь:
http://youtu.be/Ko-ymOkK-xE

Подледный мир Хиндиктиг-Холь













Стоянка на склоне в районе слияния рек Каргы и Кара-Су в урочище Хопчугдуг-Хову:






04.07.2013г.
Урочище Хопчугдуг-Хову - брод через р.Каргы - Мугур-Аксы - перевал 2120м - перевал Коге-Дава 2373м - перевал Арзайту 2222.4м - Саглы - перевал 1811м - стоянка на речке Хорумнуг-Ой.

Итого за день пройдено 165км за 9 часов.
Максимальный угол подъема 25.6 градусов.
Максимальный уклон съезда 23.7 градусов.
Суммарный подъем 4023м.
Суммарный спуск 4530м.
Урочище Хопчугдуг-Хову:





Мугур-Аксы. Заправка соляркой - sicret Совершенно секретно!
Солярка в Мугур-Аксы есть, но... не там где мы привыкли ее покупать. На АЗС есть любой бензин, а солярки нет. А есть она вот за этим забором:

Чтобы "кто ненадо" не понял, а путник на дизельном авто нашел это место, используя дедуктивный метод, подскажу - через дорогу хлебопекарня:

А дальше сплошные горы, ущелья и перевалы. За весь день встретили десяток машин. Населенных пунктов нет. Но при этом нельзя сказать, что народа нет - есть, но только пастухи. Внимание на проезжающих никто не обращает - видно, что в отличие от района озера Хиндиктиг-Холь, здесь народ цивилизованный. Дорога везде хорошая, отсыпанная, грейдированная без выбоин:





Стоянка возле речки Хорумнуг-Ой:





05.07.2013г.
Речка Хорумнуг-Ой (район между Саглы и Хандагайты) - Хандагайты - пограничная застава Дус-Даг (бывший Торгалыг) - вид на озеро Убсу-Нур - дорога вдоль границы Россия-Монголия - стоянка недоезжая Берт-Даг.

Итого за день пройдено 275км за 10 часов.
Суммарный подъем 4260м.
Суммарный спуск 5198м.
А ведь изначально, дорогу от Мунгуp-Аксы, а точнее от озера Хиндиктиг-Холь, до Самагалтай мы планировали проехать за один день - всего-то ничего - 500км

Район Хандагайты

Район Хандагайты

Слева в дали на горе видна дорога на перевал по которой мы поедим. Видите? А она есть.

Район Хандагайты

Это самое начало перевала

Карабкаемся на перевал

Перевал все еще впереди

Главное в путешествии - хорошее настроение!

Это фото снято с места о котором написано на несколько фотографий выше

Восхождение продолжается ...

На перевале

Спуск с перевала высотой 2347 метров

За перевалом появляется жизнь

границы ключ переломлен пополам ...
Следуя вдоль государственной границы Россия-Монголия на расстоянии 50 метров мы размышляли: ну, когда же, наконец, появятся пограничники? Степь, на сколько хватало обзора, была абсолютно тихой и пустой: никаких машин, вышек, КПП и т.п. У нас даже закралось сомнение, что за нами следят




За этим мостом нас ждали пограничники

Приграничный городок
Только мы выехали от пограничников, как начался жуткий ливень с грозой:

Ливень с грозой и молниями в землю на совершенно ровной и бесконечной степи

Спускаем флаги! Нам немного очково

Говорят на ютюбе есть видео сгорающей от молнии машины

Уходим ...
Это единственное место с которого открывается чудесный вид на озеро Убсу-Нур

Вид на озеро Убсу-Нур и грибного Дефа

А вот и радуга-дуга! Где-то в дали все еще идет дождь. Скорее всего это уже другой дождь до которого мы еще не добрались.

Вид на озеро Убсу-Нур. Где-то там вдали монгольская группа.


Вид на озеро Убсу-Нур бесконечен
Абсолютно случайно мы обнаружили, что багажник ЛэндРовера почти полностью открутился. Как он не улетел - загадка

Если внимательно посмотреть на фото то можно заметить что дует очень сильный ветер. На ногах удержаться можно, но для этого нужно прикладывать определенные усилия. Тут у нс прошла еще одна встреча с погранцами, которые приехали к нам на перехват, убедились в том что у нас все хорошо и по быстрому свалили не выходя до ветру.

Все дружно прикручивают багажник к Дефу. Надо бы его переделать

На всякий случай решили проверить крепления багажника на Мистрале:

Денис и Артем выравнивают багажник на Мистрале, он тоже не терял время и искал выход с крыши. Много километровый грейдер дал о себе знать
А дальше долгая дорога по абсолютно плоской степи:

Иногда грейдер становился настолько не выносим что легче было ехать по обычному грунту
Ехали мы ехали, но так никуда и не приехали. Свернули у первых кустиков встреченных в степи, растущих вдоль русла временно пересохшей реки. Уже темнело, обычно мы вставали засветло. Стоянка возле пересохшего русла речки, не доезжая Берт-Даг:



Утро в русле

Утро в русле

Утро в русле

Утро в русле

Утро в русле

Завтра из пищухи

Завтра из пищухи
06.07.2013г.
Берт-Даг - Самагалтай - Балгазын - Дерзиг-Аксы (паром) - Бояровка - стоянка где-то в горах.

Итого за день пройдено 258км за 9 часов.
В Самагалтае солярки небыло тоже, но мы не стали ее "искать"


Было

И вдруг стало так
Уже через 67км хорошей новой асфальтированной дороги был Балгазын, где солярка была на всех заправках. Там и заправились. Правда отсекателей нигде нет и наливают только кратно 10, т.е. 10л, 20, 30... и т.д. Прям рулетка какая-то

В Дерзиг-Аксы переправились на пароме через Малый Енисей, причем днем совершенно бесплатно, а ночью платно


Дорога после Бояровки на Тоора-Хем:


Вы только не подумайте что это наша родная глина. Как и раньше ехать вполне можно на АТ.
Стоянка на ручьях по дороге на Тоджу на свертке с трассы:





07.07.2013г.
Стоянка за Бояровкой - Тоора-Хем - озеро Азас (Тоджа).

Итого за день пройдено 155км за 10 часов.
Дорога на Тоджу:

Видать и тут бывает непросто, но не видать сейчас сезон легкой дороги



Чего это вдруг лед откуда-то? Горы что ли?



Наверно когда-то тут проехать было совсем нельзя. Видно что вокруг хорошие верховые болотины.

Тоора-Хем:

Паром через Большой Енисей

Соляры полно и нам до полного

Тоора-Хем

Они ведь до сих пор не заключили мирный договор с Германией
Дорога Тоора-Хем - озеро Азас:



Кто бы мог подумать что такая дорога приведет на еще советскую базу отдыха где отдыхают люди
08-09.07.2013г.
08.07.2013г. Озеро Азас (Тоджа)- дневка с небольшим переездом.
09.07.2013г. Озеро Азас - Тоора-Хем - Ий - район слияния Большого Енисея с рекой Хамсара.

Итого пройдено 78км за 6 часов.
Покатушки вдоль озера Азас.
Дорога от базы отдыха вдоль озера Азас до начала заповедника Азас:





На въезде в заповедник Азас стояла предупредительная табличка "Проезд запрещен", никаких шлагбаумов небыло, но т.к. мы законопослушные граждане, то решили дальше не ехать. Развернулись, немного отъехали назад и заночевали.


С утра двинулись обратно в сторону Тоора-Хем. По дороге остановились на берегу озера и решили сделать днёвку.




http://youtu.be/Uv7YIt1jhDs
Днёвка на озере Азас:




Рыбалка удалась только тем, кто не брал в поездку рыбные консервы



Оказалось, что мы остановились на "лодочной остановке" местных жителей с противоположного берега. На время, пока они ездили в поселок за продуктами, нам разрешили воспользоваться лодкой. За это мы угостили тувинцев омской сгущенкой


Утром 09.07.2013г. мы выдвинулись в район слияния Большого Енисея с рекой Хамсара.
Мы вернулись назад в Тоора-Хем, оттуда в поселок Ий и далее в сторону поселка Ырбан. По дороге появилось неожиданное препятствие - упавшая береза. Благодаря совместным усилиям дорога была отчищена!


Брод через реку Хамсара в сторону поселка Ырбан в районе слияния Большого Енисея с рекой Хамсара. Здесь мы решили остановиться на ночевку:


Неожиданно в 100 метрах от стоянки нашли медвежьи следы:



И еще некто копытный
А вечером заморосил дождь, который продолжался и на следующее утро...


Жизнь на мгновение замерла

В связи с этим безобидная вчерашняя дорога превратилась в опасный грязевой аттракцион:




10.07.2013г.
Район слияния Большого Енисея с рекой Хамсара - Тоора-Хем - Бояровка - стоянка на Малом Енисее.

Итого за день пройдено 205км за 9 часов.
По дороге на Тоджу и обратно останавливались поесть в единственном и, наверное, поэтому самом известном в этих местах придорожном кафе "Сыынак", что в переводе с тувинского – оленёнок, рожденный от оленухи и лося. Достаточно вкусно и недорого. Кухня обычная. Тут же можно переночевать.

Дорога домой
Маршрут стоянка на Малом Енисее за Бояровкой - Кызыл - Шушенское - Абакан - Знаменка (под Абаканом) 11.07.2013г.
Стоянка на Малом Енисее за Бояровкой - Кызыл - Шушенское - Абакан - Знаменка (под Абаканом).

Итого за день пройдено 620км за 13ч30мин.
12.07.2013г.
Знаменка (под Абаканом) - Новоселово - Шарыпово - Мариинск - Кемерово - Новосибирск - Омск.

Итого за день пройдено Знаменка - Новосибирск 840км за 14 часов + Новосибирск - Омск 650км.
Слайд-шоу на Яндекс.Фотках
Это технический отчет о прохождении маршрута Омск - Алтай - Тува - Хакассия - Омск подготовлен экипажем Дефендера Ольгой и Геннадием (JediG). В отчет не вошли KML GPS треки маршрута. Треки доступны на сайте http://www.poperechnoe.com
- Страница :
- 1
На это сообщение еще не было создано никаких ответов.
Будьте первым, кто ответит на него.
Будьте первым, кто ответит на него.