Приэльбрусье 2022: озёра Сылтранкёль и Бирджалы
Личные обстоятельства, состояние здоровья, невероятная пробка в Верхнем Ларсе, а также сложная геополитика привели к тому, что этим летом прокатились с женой за две недели по давно знакомым местам на российском Северном Кавказе без заползания в погранзоны.
Был план посетить
- Бадукские озёра под Домбаем
- озеро Бирджалы на севере Эльбруса с одной-двумя ночёвками
- озеро Сылтранкёль на востоке Эльбруса с одной ночёвкой
- Цейский ледник в Северной Осетии,
связав эти точки перевальными горными дорогами, относящимися к экспедиционному маршруту Аланский путь.
Реальность оказалась порядком менее внедорожной, чем планировалось, но все желаемые точки собрать тем не менее удалось.
Бадукские озёра
Пеший маршрут на Бадукские озёра очень простой, идеален для семейного дневного бутербродного похода с детьми. Открывается в 08:00 утра и закрывается на вход в 13:00, в силу простоты очень популярный, лучше идти в будний день, пролегает на средних высотах. В силу всех этих обстоятельств маршрут прекрасно подходит в качестве вкаточной акклиматизационной прогулки перед более насыщенными последующими маршрутами.
Тропа начинается после подвесного мостика через реку Теберда, продолжается хвойным лесом, лиственным лесом, коротенькой мореной, после которой следуют одно за другим три озера. Самое большое и красивое последнее Третье Бадукское озеро.
- Трек маршрута: https://shared.gurumaps.app/a7854f50-e75c-4427-b920-3368e654fb9a.html
- Длина маршрута: 9 км
- Время на маршрут: 4-8 часов
- Перепад высот: от 1400 м.н.у.м до 2000 м.н.у.м, то есть примерно 600 метров набора на 4.5 километра длины
Плато Бечасын
Из Домбая двинулись на север Эльбруса по перевальной дороге через Царские Ворота, урочище Назалы-Колбаши, плато Бечасын и реку Харбас. Длина перегона чуть менее 180-ти километров и проходит по невероятно красивому ландшафту, в ясную погоду с видом на Эльбрус, мимо плато Бермамыт. Основная часть дороги не представляет труда, но на завершающем отрезке - с момента своротки на спуск к реке Харбас - начинается интересное. Промоины, трещины, боковые уклоны, прижимы к реке. Я ездил эту дорогу дважды ранее и могу сказать, что с каждым годом она становится всё более плохой и сейчас уже начинает местами быть похожей на трассу для триала.
И вот в самом конце, всего за полтора километра по расстоянию и 200 метров по высоте до точки выхода на асфальтовую дорогу до ДжилыСуу я прилип в верховом болоте. Расслабился, уже думал что дело за день сделано, потерял фокус и проморгал болото. Двигался бы на 4 метра левее - прошёл бы не кашлянув, а так плотно сел на мосты.
Так или иначе - вылезти я не смог. Домкрат уходил в болото целиком, деревьев или камней в пределах двухсот метров не было, начал копать яму под запаску, но через час пошёл такой ливень, что окружающее болото мгновенно превратилось в полную топь, насыщаясь сбегающими ручьями с окружающих склонов. Яма заполнилась целиком, как ванная, дождь длился пару часов, а вода стекала по склонам наполняя болото до темноты ещё несколько часов. Сходили по дороге до асфальтового полотна и убедились в том что количество воды и её потоки не позволят спуститься к нам в принципе любой технике, даже гусеничной, пока вода не дренируется. Стало понятно, что ночуем в болоте.
На утро небо было чистым, вышло солнце и начало жарить. Было принято решение разделиться с супругой, ей выбраться до связи (идти пешком до пастухов, потом с их помощью выбираться в зону GSM) и попытаться заинтересовать МЧС, а пока с ними идут диалоги, я буду копать под запаску яму и пытаться вытащиться лебедкой.
На яму размером с 33-ю запаску примерно в ста метрах от машины ушло 3 часа, протянул тросы и… лебёдка спела свою прощальную песню, слизнув шлицы приводящих шестерён. Хайджек по прежнему уходил в грунт даже опираясь на полотно лопаты, подложить под него сендтраки я не догадался ??♂️?, поэтому делать около машины было уже практически нечего. Решил пойти до жены, узнать как у неё дела в диалогах с МЧС. В хождениях туда-сюда за день намотали 1000 метров вертикального подъёма и оба сгорели под солнцем. А с тропы, уходящей наверх к трассе, открывался прекрасный вид на белоснежный Эльбрус над долиной реки Харбас.
Хоть и не сразу, но МЧС откликнулись и послали за нами ГАЗ из под северного склона Эльбруса с поляны Эмманюэля, где дислоцирован их пункт. Пока происходили все эти телодвижения солнце высушило грунтовый спуск от трассы к болоту и он стал проезжабелен для серьёзной техники. Приехал на ГАЗе Илья Овчаренко с коллегой, Илью я заочно знал, был подписан на его инстаграмм, следил за приключениями его LR discovery 2 на td5.
Илья поругал меня за расхлябанность и ротозейство, и мы начали копать, домкратить и тянуть тросы до вставшего на сухом в двухста метрах ГАЗа. Через час уже и я стоял на твёрдом и собирал разбросанные по болоту вещи, выгруженные при организации ночёвки в машине. А ещё через полчаса я был на асфальтовой трассе в ДжилыСуу. Где-то в недрах болота осталась площадка под хайджек, ушедшая туда на глубину метра и пятилитровая полиуретановая канистра gka, подложенная под переднее колесо вместо камня и далее не найденная. Могу подтвердить, что данные канистры достоверно держат вес машины. Ну и минус лебёдка с порванными шестернями.
- Трек маршрута: https://shared.gurumaps.app/67a816f5-f700-4756-9684-861683f95c73.html
- Длина маршрута: 178 км.
- Чистое время проезда 8-9 часов
- Перепад высот от 850 метров над уровнем моря до 2350 метров над уровнем моря
- Знаковые точки по ходу следования: Домбай, Теберда, Карачаевск, Царские Ворота, озеро ХурлаКёль, плато Бермамыт, лабиринты Худеса, урочище ДжилыСуу
Честно сказать, уровень стресса и объём физической активности, случившиеся за двое суток были таковы, что организм, а особенно психика, срочно требовали разгрузки, поэтому вместо продолжения пути на поляну Эмманюэля, откуда предполагали пеший маршрут на озеро Бирджалы, развернулись вниз по асфальту в Кисловодск, чтобы переночевать в гостинице, тщательно отмыться, отдохнуть физически, густо намазаться пантенолом и, в конце концов, выпить бутылочку вина.
А в гостинице, посмотрев прогноз погоды, поняли, что на севере Эльбруса непогода и вместо озера Бирджалы на севере лучше поехать на юг и сходить на озеро Сылтранкёль - там было без дождей по прогнозу. А через 4 дня на севере небо должно было проясниться, так что было логично вернуться с юга на север через перевал Шаукам и уже сходить на Бирджалы.
Озеро СылтранКёль
Пеший маршрут на озеро СылтранКёль начинается с посёлка Верхний Баксан в одноимённом ущелье, куда ведёт прекрасная асфальтовая дорога. Посёлок находится на высоте 1600 метров над уровнем моря, а озеро в ущелье реки СылтранСуу над ним на высоте 3200 м.н.у.м., что предполагает более полутора километра набора высоты совершаемых по набитой тропе длиной 10 километров в одну сторону.
Однако, от посёлка на хорошем внедорожнике можно заброситься на 600 метров по высоте по грунтовой дороге на склоне, фактически, выгадав целый ходовой день. Маршрут по большей части не сложный, едется обязательно на пониженной и межосевой блокировке, только лишь в верхней его части есть пара непростых поворотов с одновременным неприятным боковым уклоном. Но, в целом, напрягши булки проходится. Вниз страшнее, чем вверх, как я узнал потом.
С точки заброски на высоте 2175 м.н.у.м., оставив машину ночевать рядом с деревянным балаганом от дождя, до самого озера уже дошли за 1 день с рюкзаками. Нитка маршрута тянется вдоль реки, стекающей из озера. Река мутновата и не вполне питьевая. Ну то есть пить из неё можно, но если есть возможность, то лучше не пить. По пути чуть в стороне от тропы встречается пара питьевых источников и на озере тоже есть источник, к которому надо ходить и отдельно набирать воду.
Озеро прекрасно и романтично. Разложили палатку, приготовили еду, чуток погуляли вокруг озера, поснимали и ушли спать.
На следующий день, позавтракав, отправились на перевал Сылтран (3500 м.н.у.м., без категории), чтобы посмотреть панорамный вид на озеро сверху. А забравшись на него, решили ещё сходить на соседнюю безымянную вершинку 3600, откуда открывается кругозорный вид на всё окружающее. Вся прогулка вверх-вниз заняла два с половиной - три часа с общим перепадом высот в ~400 метров.
Спустившись к палатке, пообедали, собрали вещи и двинулись вниз. Часа за три вышли к машине и, снова сжав булки, спустились на дефендере по витиеватой грунтовке к посёлку внизу. Фактически за день сбросили 2000 метров высоты с 3600 на вершинке до 1600 в Верхнем Баксане.
- Трек маршрута: https://shared.gurumaps.app/a87b1d83-633f-4386-baab-7afb4ac4d5c6.html
- Длина маршрута: 10 км от Верхнего Баксана до озера СылтранКёль
- Время на маршрут: 1-2 дня
- Перепад высот: от 1550 м.н.у.м в Верхнем Баксане до 3600 м.н.у.м. на безымянной вершине над озером
Далее по плану мы должны были вернуться в ДжилыСуу на северную сторону Эльбруса через перевал Шаукам. Перевал, в принципе, несложный, проходит на высоте 3000 метров, ранее ездил его неоднократно, стартует подъём от посёлка Тырныауз. Начав движение по серпантину очень быстро уткнулись в заграждение дороги. Вышедший навстречу повелитель шлагбаума сказал, что дорога на перевал перекрыта, так как над Тырныаузом планируют расконсервировать ГОК в связи с чем ведутся дорожно-строительные работы в присутствии высокого начальства. Завтра начальства не будет - приезжайте - пропущу, а сегодня звиняйте.
Что-то в этот раз у нас не заладилось с автомобильным бездорожьем. Терять день не хотелось, поэтому решили таки ехать в ДжилыСуу, но через низ по асфальтовой дороге. Долго, скучно, много неприятных КПП, но без потери дня. В само урочище ДжилыСуу въехали под невероятный ливень, который сильно прорядил количество машин и туристов, которых там обычно супермного. На ночь остановились у реки Малка в 10-минутной пешей близости от водопада КаракаяСуу в компании из вот этой "семидесятки" и четвёртого дискавери.
Озеро Бирджалы
Маршрут к озеру стартует непосредственно от урочища ДжилыСуу. Очень хотелось побыть на озере 1-2 ночи, сложность состояла в том, что само озеро считается непитьевым, т.к. является одним из кратеров Эльбруса и содержит большое количество серных примесей. Есть туристы, которые пьют его воду, и даже не умирают сразу, но гиды и местные егеря делать этого не советуют, при том, что близлежащих источников нет. Егерь же сообщил, что на самом маршруте питьевая вода есть только в одном месте - ровно посередине всего забега до озера.
Приняли решение идти с ночёвкой до источника воды и там раскладывать лагерь. После чего сразу же двигаться налегке без груза далее к озёрам и там на месте изучать вопрос наличия воды. Если она там есть, то, вернувшись к лагерю у источника и переночевав, следующим днём поднять лагерь от источника к озеру и на вторую ночь остаться у озера.
План сработал идеально, а на самом озере с одной его стороны оказался сохранившийся снежник, подставив под край которого посуду можно минут за 10 набрать литр талой воды.
Озеро Бирджалы бесподобное.
И нам невероятно повезло с погодой. Северная сторона Эльбруса часто в непогоде, а во второй половине дня и тем паче. Однако все три дня наших хождений стояло солнце при чистом небе, хоть и дул сильный холодный ветер.
В окрестностях озера абсолютно марсианские безжизненные пейзажи и набор знаковых мест: ледовое плато Джкаугенкёз, пик Калицкого, сам Эльбрус нависает над всем этим в ясную погоду.
Пожалуй, это озеро в эту погоду произвело на меня самое сильное впечатление из всех, где я до сих пор шлялся. Очень хочу сходить туда ещё один раз и сходить до пика Калицкого на ледовом плато. На фото выше он торчит справа.
Вышли с маршрута одним днём. Когда были у машины начинался дождь и небо гарантировало скорый ливень. Получается вложились с походом ровно от дождя до дождя.
- Трек маршрута: https://shared.gurumaps.app/8832d4b7-801e-4ac9-a86f-ed78a7c1e336.html
- Длина маршрута: 8 км от урочища ДжилыСуу до озера Бирджалы
- Время на маршрут: 1-2-3 дня
- Перепад высот: от 2400 м.н.у.м в ДжилыСуу до 3300 м.н.у.м.
У нас оставался один запасной день, употребили его на прогулку в Цейское ущелье до ледника. Был там в прошлом году с сыном, и ледник выглядел очень красиво - огромные расколотые синие глыбы лежали прямо у основания языка и между ними можно было безопасно ходить. За год ледник сильно протаял, отступил, грот его обвалился и никаких синих осколков размером с КАМАЗ уже не наблюдалось. Ну и ладно, погуляли хорошо.
Итого
- внедорожная часть почти провалена, из трёх перевальных перегонов скатали только один, остальное свелось к беганию по асфальту, хоть и красивыми дорогами
- впервые докатался до МЧС, закончилось всё хорошо
- все запланированные пешие маршруты удались с точным подгадыванием под погоду
- озеро Бирджалы засело в сердце, хочется туда возвращаться
By accepting you will be accessing a service provided by a third-party external to https://defenderclub.ru/